Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Горбачево-Замыцкое


       Фото:Сохранились снимки только первой части похода (Белев, Мещовск и Мосальск, без Козельска). Радует, что многие находившиеся в полу- и совсем разрушенном состоянии церкви (см. фото) сейчас (2015) восстановлены или отреставрированы.
       Время и место:14-19 мая 1992 г. Город Белев и Белевский район Тульской области, города Козельск, Мещовск, Мосальск Калужской области, Мещовский, Мосальский и Юхновский районы Калужской, Темкинский район Смоленской областей.
       План:
1 день. Прибыть около 4 утра на ст. Горбачево линии Москва-Курск, пересесть на поезд Мичуринск-Смоленск, доехать до Белева, осмотреть город, доехать до Козельска, осмотреть город, к вечеру прибыть в Мещовск.
2 день. Осмотреть Мещовск, доехать до Мосальска, осмотреть, доехать до шоссе А101 (в 2010 году номер изменен на А130), заночевать в лесу.
3 день. Дойти до реки Угры через село Климов Завод.
4 день. Идти вверх вдоль Угры, переправиться там, где получится.
5 день. Дойти до излучины Угры (место поворота реки на юг) и вдоль реки Жижалы следовать до о.п. Жижало ж.д. Калуга-Вязьма. Уехать в Москву.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--n36-046, 100k--n36-047, 100k--n36-058, 100k--n36-059 (состояние местности и годы издания карт соответственно 1986 и 1991, 1983 и 1984, 1984 и 1986, 1983 и 1984 (можно найти в сети, введя в поиск указанные обозначения). Фрагменты этих карт иллюстрируют маршрут. В походе использовалась купленная незадолго до этого карта Калужской области масштаба в 1 см 3,5 км, выходные данные которой утрачены. Ориентироваться по ней в лесной местности было сложно.
        Сопутствующие обстоятельства: В 1992 году узнать расписания движения поездов или автобусов по другим городам можно было, насколько известно, лишь с помощью обзвона по межгороду, что иногда требовало недюженных усилий и затрат времени. Поэтому не стоит удивляться, что расписания приходилось изучать уже по прибытии на место. Проблемы были и с топографическими картами, которые в советское время считались секретными. Хороших карт Калужской и Смоленской областей мы не имели, они были изданы несколькими годами позже. Отчасти по причине отсутствия подробных карт мы сбились с дороги к Климову Заводу и сократили маршрут. О последующих попытках пройти по этим местам см. другие страницы нашего сайта: semizha.ru/semizha.html и semizha.ru/klimovzavod.html.
       Погода: температура днем 12-17 градусов; небо: в основном ясное с облаками, очень слабый дождь прошел лишь утром 17 мая.
       Природа: Цветение деревьев, в том числе плодовых. Лес - смешанный. Видели зайца. Комары и мошка незначительны, клещей нет.
       Участники: 3 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), красной линией обозначен маршрут похода.
       



        14 мая, четверг
        Отъезд в 22.00 с Курского вокзала поездом 603 Москва-Орел. По смутным воспоминаниям, ехали в купейном вагоне. Четвертого пассажира в нашем купе не было. Билеты брались 7-го мая.

        15 мая, пятница
        Около 3.40-3.50 прибыли на станцию Горбачево. Удивили развешанные на стенах портреты Маркса и Ленина. Пустой зал ожидания. Пассажиры стали подтягиваться к поезду 607 Мичуринск-Смоленск. Ходил он с начала 20 века. Описывая дореволюционную Ельню см. elnarchiv.ru, М.В. Исаковский упоминает и поезд Смоленск-Козлов (так раньше назывался Мичуринск). Теперь этого поезда нет (отменен приблизительно в 1993 году), нет и дороги Смоленск-Раненбург - как единое целое она перестала существовать после разбора некоторых участков.
        Билеты обошлись в 6 рублей каждый (фото). Обшарпанный общий вагон №4 был заполнен не более, чем на одну треть. В 7.45, преодолев за 2 часа 74 километра, поезд остановился в Белеве. На перроне старушка спросила нас, не на завод ли мы направляемся. Из расписания, с которым мы сразу ознакомились, следовало, что пригородный в Козельск пойдет только в 17.41, что сразу опрокидывало смелый план в этот же день добраться до Мещовска. Мы попили чаю (заваривался в огромном железном чайнике) в станционном буфете, сложили рюкзаки в автоматическую камеру хранения и двинулись в город. Стояла солнечная, но ветреная и прохладная погода. На фасадах зданий еще можно было увидеть оставшиеся от советской эпохи лозунги вроде "МИР.ТРУД.МАЙ". Время до открытия музея мы использовали для осмотра знаменитого мужского Спасо-Преображенского монастыря, расположенного на высоком берегу Оки. Из belev-spm.cerkov.ru можно узнать, что закрытый в 1921 году монастырь открылся в 2008 году, восстановление продолжается.
        Судя по лесам и стройматериалам, в монастыре шла реставрация.
        В музее, похоже, посетители были редки, и работники охотно и подробно отвечали на наши вопросы. Запомнилось большое количество экспонатов, связанных с В.А. Жуковским, который родился близ Белева. Частью музея являлась большая картинная галерея, где одной из основных тем пейзажей был осмотренный нами монастырь в пору своего расцвета.
        В первом часу дня мы двинулись к железнодорожному мосту через Оку - возникла мысль посетить развалины еще одного монастыря, о котором нам рассказали в музее. (Свято-Введенский макариевский жабынский мужской монастырь jabyn.ru, в то время его восстановление только началось). Охранник моста не пропустил нас, причем наша вежливая просьба вызвала неслыханный поток брани. Откуда-то (карты не было) мы узнали, что восточнее есть автомобильный мост и двинулись вдоль реки. Сильно задержались мы у бабушки, которая пасла коз. Одному из нас захотелось с ней побеседовать. Рассказать ей было о чем, в результате был извлечен магнитофон, и разговор пошел под запись. В числе прочего мы узнали о беспробудном пьянстве реставраторов посещенного нами монастыря.
       Мост оказался дальше, чем ждали. Мы перешли Оку, продвинулись в сторону предполагаемого монастыря, дошли, и жесткий цейтнот заставил повернуть назад. Мост миновали в 16.40, до поезда оставался час, а до станции - 6 км. К счастью, нас подхватил служебный ПАЗ, который вез в белевское общежитие работников некоего завода.
        В 17.41 наш АЧ-2 отправился. Поезд такой модели мы видели впервые. Каждый билет обошелся в 1 руб. 60 коп. (фото). В 18.45 прибыли в Козельск.
        Гостиница (двухэтажное здание силикатного кирпича) была расположена достаточно далеко от вокзала, пришлось подъехать на автобусе 1,5 км назад в сторону Белева. В фойе сидела администратор лет 45, лениво болтая с тремя кавказцами. Трехместный номер оказался уныл и тускл, как учебник по истории КПСС. Тараканов было не очень много. Бросив рюкзаки, мы помчались осматривать город - спускались сумерки. Нашей целью был памятник обороне от монголо-татар и, кажется, мы его нашли. За день пройдено (с учетом осмотра городов) 17 км.

        16 мая, суббота
        Пришлось встать около 6.00: планировалось посетить Оптину Пустынь, после чего в 10.15 (Козельск-Сухиничи-Узл.) отбыть на пригородном поезде в Сухиничи-Узл. Но утренние сборы затянулись: взятый в дорогу кипятильник решил сломаться именно сейчас, после успешных двух стаканов. Третьего стакана фанаты чая так и не дождались, но время было потрачено. Идти пришлось пешком, поскольку, судя по расписанию на остановке на выезде из Козельска, на автобус мы опоздали минут на 20. Осмотр Оптиной пришлось сократить до 10 минут (все равно до сих пор в памяти) и срочно возвращаться. Из гостиницы, забрав вещи, мы выскочили в первые минуты одиннадцатого, и встали, голосуя, на автобусной остановке. Но никто не остановился, а водитель припаркованных рядом "Жигулей" пожаловался, что осталось всего два литра бензина. Вскоре подошел автобус, но все же мы опоздали на 10 минут. Была слабая надежда, что поезд задержится с отправлением, но этого не произошло.
        Следующий поезд отправлялся в 13.40 (Козельск-Занозная). Мы пообедали в близлежащей столовой (открылась в 12.00). В Сухиничи-Узл. прибыли в 14.43, но электричку Сухиничи-Гл.-Калуга-I в сторону ст. Кудринская (от нее можно добраться до Мещовска - 20 км) нужно было ждать почти два часа (16.28). Не щадя ног, мы направились на автовокзал, но автобус на Мещовск ушел 20 минут назад, следующий был через 3 часа. Решили вернуться на станцию. Примерно в 16.45 вышли на ст. Кудринская. Автобус до Мещовска стоял в расписании через 2 часа. Без раздумий пошли пешком. Через 4 км наша дорога пересеклась с Киевским шоссе. Миновав перекресток, мы обнаружили автобусную остановку, вскоре сели на автобус (из Москвы или из Калуги - память не сохранила) и прибыли на автостанцию Мещовска около 18 часов.
        Как оказалось, до Мосальска - последнего города перед началом лесной части нашего похода - не ходит ничего, поэтому на завтра пришлось наметить 30-километровый марш-бросок.
        В пустой гостинице мы взяли два по-домашнему уютных номера - двухместный (60 руб./чел.) и одноместный люкс (80 руб.) (почему-то не было трехместных номеров). Ветви цветущих яблонь порывисто трепетали за окнами, щебетали птицы. Не портил впечатления даже засиженный птицами Ильич, гладкий затылок и указующая прочь рука которого торчали аккурат чуть ниже нашего второго этажа.
        Мещовск салютовал нам белыми лепестками вишен. Вечернее солнце освещало теплым светом город и речку Турею. Резвые стайки празднично и легко одетых девушек постоянно попадались на глаза. А в центре города стояла башня с настоящими часами.
        Администратор гостиницы чуть позже пояснила нам, что девушки в большинстве своем являются студентками двух местных техникумов. Относительно наших планов завтра идти пешком в Мосальск она, улыбаясь, сказала: я один раз ходила, красивая дорога - лес прямо вот так будет над вами - (показала свод леса руками)...За три часа дошла..." "Как можно пройти 30 км за 3 часа?" - думали мы. За день пройдено (с учетом осмотра городов) 25 км.

        17 мая, воскресенье
        С утра было тепло, но пасмурно. Чуть-чуть покапал дождь. Мы зашли на старинное Мещовское кладбище, после чего, в начале одиннадцатого, взяли курс на Мосальск по асфальту, который вскоре превратился в неплохой грейдер. Если память не изменяет, на протяжении почти всего пути мимо проехали две попутные машины. Третьей был УАЗ, который за полтора километра до Мосальска подхватил нас и довез до центра города.
        Шел пятый час вечера. Все автобусы уже ушли (мы надеялись подброситься до шоссе А101 (20 км), дальше надо было идти по лесу). Поняв, что можно не спешить, подкрепились в почти пустом кафе (только в дальнем углу отчаянно матерились мужики) и остановились на центральной площади, решая в какую сторону направиться. Чуть поодаль стояла подвыпившая компания мужчин, некоторые стали поглядывать в нашу сторону. Наконец, один подошел. Получив разъяснение, кто мы есть, он похвалил город: "здесь пять церквей". Обращая на себя внимание фонарем под глазом и исцарапанным лицом, подъехал молодой мотоциклист, тоже пытаясь понять, что это за пришельцы с рюкзаками. Потом он еще несколько раз проносился мимо, когда мы ходили по городу, причем в последний раз предложил: "Хочешь, покажу, где поп живет?" Один из нас хотел, и все потащились к дому попа, кое-кто - едва волоча ноги. В Москву была послана телеграмма о задержке на одни сутки.
        Часов в 7 вечера мы покинули Мосальск. Один из нас, владелец кирзовых сапог, натер мозоли и шел очень медленно. Выручило случайное такси из Мосальска: за 60 руб. мы пролетели оставшиеся 15 км до перекрестка. Отойдя от шоссе, начали ставить палатку. Остатка сумерек хватило и на сбор брусничного листа, и на заваривание чая. За день пройдено (с учетом осмотра городов) 43 км.

        18 мая, понедельник
       

сторона квадрата 2 км, фиолетовым показан приблизительный путь, красным - более точный


        Около 9 утра тронулись в путь. Задачей дня был выход к Угре через Жупаново и Климов Завод. Двигались медленно - отчасти из-за сбитых ног, отчасти из-за того, что нас заманивали какие-то дороги, но все они в конце-концов уводили в сторону. А идти напрямик по компасу не хотелось. Ближе к 12 часам мы вышли на пустошь, которую определили как Жупаново. Еще через полчаса лес снова расступился, и показался северный край какой-то деревни. На отшибе стоял колодец, один из нас пошел за водой. Моська визгливо лаяла, на крыльцо вышли пожилые хозяева и, изумленно показывая на нас пальцами, говорили друг другу: "Вон парень, а вон еще один". Вода из колодца по интенсивности окраски едва уступала крепкому чаю. Сразу за околицей была развилка, пришлось послать назад делегата для расспросов. Путь на Климов Завод был объяснен подробно. До ближайшей деревни Красное - 2 км. Там живут два брата-пастуха; в Красном легко потерять дорогу на Климов Завод. Следующая деревня Семижа - через 4 км. Потом через 4 км - еще одна деревня, еще через 4 км - Климов Завод. "В Климов Завод придете только к вечеру", - пообещали нам, попутно рассказав о геологе, который блудил в здешних лесах пять суток.
        В Красном мы потерялись. Как выяснилось 15 лет спустя (см. semizha.ru/semizha.html), чтобы выйти на семижскую дорогу, следовало держаться левого края ур. Красное, проходя рядом с кладбищем. Мы же пересекли урочище наискось. В то время река Шмея еще не была запружена, и ничто не помешало уклониться от верного направления. Несколько часов мы пытались, двигаясь галсами, обрести путь на север, но все встреченные дороги колдовским образом сворачивали на юг. Во время этих скитаний один из нас нашел старые заросшие военные укрепления... Мы спугнули зайца и какую-то очень крупную птицу. Привал на обед у ручья дал необходимый отдых. После пяти вечера мы преодолели границу зон тяготения дорог - теперь они стремились к северу. Пытаясь наверстать упущенное, развили максимально возможную скорость. Вскоре начались поля. Мы миновали огороженное электропастухом пастбище, поднажали еще и в 20.30 вышли на шоссе Калуга-Вязьма в районе деревни Андреенки, в четырех километрах правее Климова Завода. Таким образом, ценой небывалого напряжения всех сил к вечеру удалось продвинуться со смыслом лишь километров на 15.
        Дачница подсказала путь к Угре (4 км). Становилось очевидно, что для прохождения первоначального маршрута нужно еще 2 дня, которых у нас, кажется, не было. Кроме того, у всех в плохом состоянии были ноги. Постепенно созрело решение - завтра переправляться через Угру и идти кратчайшим путем к станции Темкино ж.д. Калуга-Вязьма, рассчитывая на вечерний поезд (видимо, в прошлогоднем походе на станции Вязьма запомнили его примерное расписание).
        Около 22.00 мы вышли к Угре. У русла было заболочено, набрав воды, мы поставили палатку повыше. В темноте вечерние хлопоты затянулись, и спать удалось лечь только около часа ночи. За день пройдено 30 км.

        19 мая, вторник
       

сторона квадрата 2 км, фиолетовым показан приблизительный путь, красным - более точный


        Солнечным утром мы получше рассмотрели реку - о переправе вброд нечего было даже и думать. Вчера женщина говорила, что раньше переправляли в спортлагере (он находился где-то рядом ниже по течению). В памяти совершенно стерлось, исследовали мы этот вариант, или нет, но результат известен - мы пошли вверх по Угре вдоль берега. В какой-то момент встретили пьяного пастуха, который обрадовал сообщением, что мост есть через два километра. Еще километров пять шли с этой надеждой, пока не поняли, что имелся в виду мостик через небольшой приток Собжу. Вскоре кончились луга с короткой травкой. На высоком берегу начался красивый смешанный лес, многочисленные овраги затрудняли движение. Встреченные охотники сказали, что впереди точно нет никаких мостов. Мы зафиксировали впадение с противоположного берега крупного притока - Вори, но и выше Вори шансов на брод не появилось.
       На карте была показана дорога из Климова Завода, которая пересекала Угру близ д. Кобелево. Это странное пересечение стало последней и очень слабой (ведь охотники сказали, что моста нет) надеждой переправится не в отчаянной дали. Пару-тройку раз мелькнули проплывающие байдарки, но слишком далеко для разговора о переправе. Около двух часов дня берег пошел на снижение. Один из нас заметил в кустах лодку. Мы прошли еще километр вперед, но силы после увиденной лодки нас покинули, пришлось вернуться. В два приема форсировали Угру, лодку частично вытащили на берег и, привязав цепью, спрятали в кустах. После быстрого холодного перекуса взяли курс на север. В дальнем конце пашни работал трактор. "До деревни Кобелево 4 километра", - сообщил тракторист.
        В Кобелево мы вошли в 16 часов. На солнышке у крайнего дома грелся дед. Он посмотрел на нас, прищурившись.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Скажите, а переправа через Угру есть тут поблизости? (Хотелось прояснить волновавший весь день вопрос, хотя он уже перестал быть актуальным).
- Да есть брод, - дед говорил задумчиво, - но вы сейчас не перейдете - она сейчас в прибыли, Угра.
- Ну, а какая глубина? Дед показал - "по плечо".
- А вы сами-то откуда?
- Да мы из Москвы.
- Может, Сашка перевезет вас, но не знаю, наверно, он в Темкино уехал.
- Да нам как раз до Темкина надо добраться.
Дед на секунду опешил, потом сказал:
- Ну, тогда вам быстрее идти надо. В пять часов от Центральной усадьбы автобус пойдет. До Гагарина.
        Мы распрощались. Центральная усадьба находилась в селе Замыцкое, 5 км отсюда. Таким образом, план успеть на станцию Темкино (с ловлей машины в Замыцком) перерос в шанс доехать сразу до Гагарина.
На автобус мы успели - отправлялся он ближе к 17.30 - и сначала были его единственными пассажирами. Хотя околачивалось на лужайке у остановки много народу, все они оказались встречающими. В Темкине автобус стоит минут десять. В начале восьмого прибыли в Гагарин, опоздав на 10 минут на поезд 194 Калининград-Москва (отпр. 19.13). Казалось, теперь можно уехать только в ночь, но один из нас проявил инициативу и договорился с проводником почтово-багажного поезда (номер 920, отпр. 20.14). (Данные о поездах 194 и 920 взяты из доступного в интернете расписания на 1989/1990 гг. Расписание на 1991/1992 могло отличаться на несколько минут). Ехать пришлось в практически пустом огромном помещении без окон. Проводник вскоре попросил расплаты и по-настоящему огорчился, когда мы предложили якобы последние 25 рублей. "Ребята, да один билет до Москвы 20 рублей стоит!" Тем не менее, увидев, что мы всухомятку уплетаем консервы, принес шмат сала, соленые огурцы и буханку свежего хлеба. У нас имелась большая редкость по тем временам - двухлитровая пластиковая бутылка из-под "пепси". "Отдадим ему бутылку", - решили мы. Как оказалось, проводник уже положил на нее глаз: "Ребята, оставьте мне бутылку, удобная бутылка..."
        Около 00.00 поезд прибыл на Белорусский вокзал. За день пройдено 30 км.
Иллюстрации:

станция Белев
станция Белев


вокзал Белева
вокзал Белева


Белев, ворота стадиона
Белев, ворота стадиона


Белев, ул. Рабочая, д. 22
Белев, ул. Рабочая, д. 22


на улице Белева
на улице Белева


Белев, ул. Карла Маркса, д. 62
Белев, ул. Карла Маркса, д. 62


на улице Белева
на улице Белева


Белев, ул. Советская, д.23
Белев, ул. Советская, д.23


Белев, ул. Карла Маркса, д. 73
Белев, ул. Карла Маркса, д. 73


на улице Белева
на улице Белева


Белев, ул. Карла Маркса, д. 98
Белев, ул. Карла Маркса, д. 98


Белев, ул. Карла Маркса, д. 102
Белев, ул. Карла Маркса, д. 102


Белев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Белев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Белев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Белев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Белев, Спасо-Преображенский мужской монастырь,
Алексеевская надвратная церковь
Белев, Спасо-Преображенский мужской монастырь, Алексеевская надвратная церковь


панорама Белева
панорама Белева


Белев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Белев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Белев, Спасо-Преображенский мужской монастырь
Белев, Спасо-Преображенский мужской монастырь


вид на Белев с северо-востока
вид на Белев с северо-востока


Белев. Вид на ж.д. мост через Оку с юго-запада
Белев. Вид на ж.д. мост через Оку с юго-запада


Белев. Вид на ж.д. мост через Оку с северо-востока
Белев. Вид на ж.д. мост через Оку с северо-востока


Введенская Макариевская пустынь. Церковь Макария Жабынского
Введенская Макариевская пустынь. Церковь Макария Жабынского


Введенская Макариевская пустынь. Церковь Макария Жабынского
Введенская Макариевская пустынь. Церковь Макария Жабынского


Мещовск. (Ново-)Благовещенский собор
Мещовск. (Ново-)Благовещенский собор


Мещовск. Вид на колокольню Благовещенской церкви с ул. Мира
Мещовск. Вид на колокольню Благовещенской церкви с ул. Мира


Мещовск. Церковь Благовещения Пресвятой богородицы
Мещовск. Церковь Благовещения Пресвятой богородицы


Мещовск. Церковь Благовещения Пресвятой богородицы
Мещовск. Церковь Благовещения Пресвятой богородицы


Мещовск. Колокольня (Ново-)Благовещенского собора
Мещовск. Колокольня (Ново-)Благовещенского собора


панорама Мещовска, вид на юго-восток
панорама Мещовска, вид на юго-восток


Мещовск. Свято-Георгиевский монастырь. Георгиевская церковь и Собор Петра и Павла
Мещовск. Свято-Георгиевский монастырь. Георгиевская церковь и Собор Петра и Павла


на улице Мещовска
на улице Мещовска


на улице Мещовска
на улице Мещовска


Мещовск. Парк
Мещовск. Парк


на улице Мещовска
на улице Мещовска


кладбище г. Мещовска. Церковь Спаса Преображения
кладбище г. Мещовска. Церковь Спаса Преображения


кладбище г. Мещовска. Церковь Спаса Преображения
кладбище г. Мещовска. Церковь Спаса Преображения


вид на колокольню собора Николая Чудотворца с улицы Ломоносова
вид на колокольню собора Николая Чудотворца с улицы Ломоносова


на улице Мосальска
на улице Мосальска


Мосальск. Церковь Живоначальной Троицы
Мосальск. Церковь Живоначальной Троицы


Мосальск. Церковь Параскевы Пятницы
Мосальск. Церковь Параскевы Пятницы


на окраине Мосальска
на окраине Мосальска


ж.д. билеты от 15 и 16 мая 1992 г.
ж.д. билеты от 15 и 16 мая 1992 г.


автобусный билет от 16 мая 1992 г.; поворот с Киевского шоссе-Мещовск
автобусный билет от 16 мая 1992 г. развилка с Киевским шоссе-Мещовск