Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Тума - Меленки Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Владимирский Тупик-исток Днепра-Сычевка.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:1-3 мая 1991г. Холм-Жирковский и Сычевский районы Смоленской области.
       План: По узкоколейке от Владимирского Тупика достичь истока Днепра, затем дойти до ж.д. Ржев-Вязьма.
       Карты: скопированный на кальку участок "секретной" пятикилометровки (состояние местности 1978 г.) Для написания данного отчета использовались также: карты масштаба 1:100000 (100k--n36-008,состояние местности 1986 г., изд. 1991 г.) и 1:200000 (200k--o36-34, состояние местности 1980 г., изд. 1985 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этих карт включены в описание маршрута.
       Погода:неустойчивая. Дневные температуры 10-15 градусов. В первый день утром - моросящий дождь, кратковременный ливень 2 мая вечером, многочасовой сильный дождь 3 мая.
       Природа:Лопаются почки. Цветет медуница, перелеска благородная (печеночница). Идет березовый сок.
       Сопутствующие обстоятельства:Фотосъемка в походе не велась. Сохранились билеты на поезда Москва-Дурово, Дурово-Владимирский Тупик и Сычевка-Москва, а также походная калька с карты-пятикилометровки. Фотографии этих документов приведены в конце страницы в разделе "Иллюстрации". Кроме того, в "Иллюстрациях" размещено несколько фото из других походов.
       Участвовали: 2 человека.
       Дополнение: Дополнительные материалы и ссылки по теме истока Днепра сосредоточены на странице второго похода к истоку Днепра "Владимирский Тупик-о.п. Лошаки (К истоку Днепра)".
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       

1 мая, среда
        Память сохранила, что более, чем 20-вагонный состав поезда 105 Москва-Смоленск подали на задворки Белорусского вокзала. На наш общий вагон длины платформы не хватило, посадка грандиозной толпы пассажиров велась прямо с насыпи. Нам удалось занять верхние полки. В 00.35 поезд отправился в Смоленск. Внизу под стук колес разгорелся жаркий спор о путях развития страны, в котором схлестнулись "демократ" и "патриот". Прикорнувший в углу у окошка пьяный рабочий фабрики по пошиву кожаных изделий, просыпаясь, твердо поддерживал "демократа" и тут же засыпал. Нам заснуть, кажется, так и не удалось.
       Поезд прибыл на ст. Дурово в 5.40. Уже рассвело, было зябко и промозгло, моросил дождь. Мы купили билеты до Владимирского Тупика (см. фото в конце). Хотя расстояние до этого пункта составляет 70 км (14 зона), платили мы за 19 зону - так железная дорога оформляла повышение тарифов, которые, как следует из надписи на обратной стороне билета, были установлены в 1961 году.
        Около 6.30 прибыл дизель из Сафонова. (Если память не изменяет, он был подобен изображенному на фото (см.). Постояв 10-15 минут ( здесь менялось направление движения), битком набитый поезд направился во Владимирский Тупик. Нам с нашими рюкзаками и палаткой нашлось место только в тамбуре. Относительно свободно стало после станции Игоревская. В 8.08 мы прибыли на конечный пункт.
      Пассажиры целенаправленно двинулись к своим домам, мы пытались сориентироваться. Подошел небольшого роста мужик, доброжелательно спросил: "Ребята, вам куда?" Не дождавшись четкого ответа, добавил:"Ну, смотрите...Машина пойдет по всем точкам." Было ясно, что речь идет о грузовике типа "кунг". Но планы у нас были другие.
       Слегка заплутав на северной окраине Владимирского Тупика, мы все же нашли нужную узкоколейку и устремились вперед. По левую сторону вблизи потянулись дома поселка Тупик 72 км. На карте ничего подобного не наблюдалось (при копировании на кальку маленькие черные квадратики просто не были замечены), поэтому весь день нас терзали сомнения - на ту ли УЖД мы встали... Дорога выглядела весьма разнообразно: участки со старыми, вросшими в землю шпалами чередовались с обновленными - вместо шпал лежали свежие березовые бревна. Боковые ответвления узкоколейки зачастую по бревенчатым опорным конструкциям уходили прямо в окрестные болота. Звенящую тишину на болотах нарушало только урчание жаб и лягушек. Капельки воды висели на ветках кустов по краю дороги. А чуть в стороне, в избежавших рубки квадратах, во главе старого леса возвышались невиданной толщины осины и березы.
        Около 15 часов вдали (дорога здесь шла прямо) показалось нечто желтое, что при приближении оказалось торцами свежеспиленных бревен, погруженных на платформу. Сцепленных платформ оказалось три, за ними стоял вагончик-бытовка, в котором перекусывали лесорубы. Слегка оторопев от неожиданного "здравствуйте", они попросили закурить. По их словам, до нашей промежуточной цели - реки Днепрец - осталось около 10 км.

сторона квадрата 4 км. Как и на походной кальке, здесь нет разветвления УЖД в конце. Наш бросок вправо и возвращение назад показаны на следующей карте.


        Около 18.00 узкоколейка раздвоилась - заросшая пошла прямо, затем поворачивая вправо, а относительно новая - влево. Основное, что сбило нас с толку - отсутствие на карте ушедшей вправо УЖД, ведь выглядела она старше той, по которой мы пришли... Понимание того, где находимся, было потеряно полностью. После некоторых раздумий мы свернули направо и прошли по узкоколейке на юго-восток около трех километров. Кое-где рельсы были совершенно скрыты подо мхом, затем появлялись снова. Судя по всему, этот ус был давно заброшен. Места жуткие и глухие. На http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=28 можно узнать, что в лучшие свои годы этот ус доходил до Днепра и пересекал его по мосту недалеко от д. Ильюшкино. Эту информацию в письме на сайт дополнил Андрей из Санкт-Петербурга: "Узкоколейка на дер. Ильюшкино пересекает Днепр и проходит в 2-3 километрах южнее деревни. Затем пересекает дорогу (сейчас уже тропинку) Днепрово-Вязовец-Болшево и вскоре заканчивается в лесу большим пнём. Пня, наверное, давно нет, узкоколейку и пару заброшенных вагонов в лесу за Днепрово видел ещё ребенком в 84-86 гг. Места настолько глухие, что может она и сохранилась. Всё-таки до Тупика оттуда 60 км."
       В конце концов стало смеркаться, а дорога упорно не хотела сворачивать к востоку. Перед нами возникло небольшое туманное болото с огромными деревьями по краям. Тут и там лежали выворотни. Пейзаж чем-то напоминал известную картину Шишкина "Утро в сосновом лесу". Вернувшись немного назад, остановились на ночлег рядом с дорогой, в густом молодом елово-березовом лесу. Начали набирать березовый сок. За день пройдено 33 км.

        2 мая, четверг

сторона квадрата 2 км


       Возвращение к развилке заняло 45 минут, мы побросали рюкзаки и пошли на разведку по другой ветке УЖД. Вскоре дорога свернула к востоку и после длинного пологого спуска по безлесному пространству пересекла по мосту Днепрец. Мы праздновали промежуточную победу, достигнутую практически вслепую.
       Узкоколейка и дальше сохраняла восточное направление, которое пока приближало нас к Днепру. На развилке (см. карту) на юг пошла наезженная магистраль, но мы выбрали заброшенное прямое направление на восток, оставили слева обширную свежую вырубку... Дорога оборвалась прозаично - концы последней пары рельсов зависли в воздухе, не найдя опоры... Некоторое расстояние мы преодолели по продолжившейся просеке, затем возникли еловые посадки, которые "помогли" принять многократный холодный душ. Путь продолжился по старому смешанному лесу, мы держали курс на северо-восток. Около 2 часов дня вышли на луговину с вымочками и полегшей прошлогодней травой, вскоре наткнулись на старицу с черной водой, рядом был и сам Днепр - темная мутная вода, медленное течение,русло наполнено почти до краев, ширина - 2-3 метра. Как раз в точке нашего выхода реку перегородила сплетенная кем-то из веток ивы изгородь (для ловли рыбы?). Мы двинулись вверх по течению, стараясь держаться ближе к реке. Русло весьма извилисто, пойма изобилует поваленными деревьями. Около 17.00 Днепр сузился до 0,5 метра. Вскоре русло исчезло среди болотных кочек, но течение еще было заметно. В какой-то момент мы зафиксировали впадение в этот поток мутного притока справа по ходу. Этот приток показался нам "мощнее" оставшейся составляющей, мы свернули вправо и через несколько сот метров оказались на расквашенной грунтовой дороге (Бочарово-Дудкино), наш мутный ручей вытекал из трубы под этой дорогой. С другой стороны большака собралась огромная лужа, которая, видно, и просачивалась в трубу. Все это не могло претендовать на исток великой реки. Несмотря на сильную усталость, мы начали подъем на высоту 257, в это время нас накрыл короткий ливень, потом склоненное к западу солнце засияло вновь. На вершине безлесной горы (ур. Рождество) мы увидели деревянный щит с жестяной крышей с текстом на русском и украинском языках о нахождении здесь истока реки Днепр. Неподалеку располагался гниловатый колодезный сруб, причем непригодная для питья вода была в нем выше поверхности земли. Над колодцем свисали еще голые ветви березы. Неподалеку стоял памятник, посвященный обороне этих мест в 1941 году. Расположенное рядом маленькое деревенское кладбище с дощатыми воротами и дверцей в них для входа вызвало щемящее чувство.
        Место для ночевки, да и то неважное, в сыром осиннике, мы нашли, лишь спустившись обратно по дороге. За день пройдено 19 км.

        3 мая, пятница

сторона квадрата 2 км


       Под проливным дождем начался путь к деревне Бочарово. Мы с трудом переставляли ноги, к каждой из которых прилипло, наверно, по нескольку килограммов глины. В низвергающихся с неба струях нам явились 2 видения: всадник на белом коне - он сообщил, что до Бочарова - 3 км. и трактор с прицепом, наполненным деревенскими женщинами в платках - он проплыл мимо, погрузившись по ступицы колес.
        После Бочарова пошел асфальт, по нему мы доковыляли до д. Бехтеево (14 км). Здесь необходимо было спросить дорогу на Сычевку (25 км). Как назло, появлявшиеся в отдалении люди скрывались во дворах до того, как мы успевали к ним подойти... Наконец, один из нас, постучав, решительно вошел в чей-то дом и не обнаружил там ни одного человека... Наверно, уроженец этой деревни легендарный нарком Крыленко сказал бы, что это похоже на контрреволюционный заговор. Но все же в конце концов направление было нам указано. Асфальтовое шоссе вело на северо-восток. В самом начале пути рядом притормозила белая "классика", от приглашения мы не отказались, и через 25 минут были у железнодорожной станции Сычевка. В то время еще существовали "сквозные" билеты, то есть нам продали билет сразу до Москвы, несмотря на необходимость пересадок в Вязьме и Можайске. За день пройдено 19 км.
       

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. См. страницу "Владимирский Тупик - Лошаки (К истоку Днепра)" нашего сайта.

       
Иллюстрации:

билет Москва-Дурово
билет Москва-Дурово

билет Дурово-Владимирский Тупик
билет Дурово-Владимирский Тупик

дизель-поезд Д-613-3, о.п. Жегловка, 1989 г.
дизель-поезд Д-613-3, о.п. Жегловка, 1989 г.

медуница, снято в Псковской области в 2011 г.
медуница, снято в Псковской области в 2011 г.

перелеска благородная (печеночница), снято в Псковской области в 2011 г.
перелеска благородная (печеночница), снято в Псковской области в 2011 г.

билет Сычевка-Москва
билет Сычевка-Москва

походная карта верховьев Днепра
походная карта верховьев Днепра