Как ходить по лесным дорогам
Лесные дороги--->на главную

        Идти по дороге быстрее и удобнее, чем без нее, поэтому в походе в большинстве случаев имеет смысл потратить время на поиск дороги, даже плохой, нежели сразу отправляться через лес, болото и т.п.
        В своих походах мы, как правило, пользовались топографическими картами, созданными на основе "генштабовских" карт масштаба 1:100000, обычно отражающих состояние местности на конец 1970-х - начало 1980-х годов. Основные изменения с тех пор: исчезновение многих населенных пунктов, дорог, мостов, вырубка лесов, зарастание старых вырубок, зарастание полей.
        Поиск старых дорог в этих условиях часто представляет сложную, но интересную задачу, решение которой почти всегда возможно - за исключением тех случаев, когда дорога была распахана, или был вырублен окружающий лес.
        Предположим, что нам нужно пройти по обозначенной на карте дороге из сельского населенного пункта А (жилого или нежилого) в пункт Б. Как правило, вокруг А имеет место открытое пространство, ограниченное лесной опушкой. Здесь может не оказаться никаких следов дорог (ввиду быстрого зарастания травой и бурьяном хорошо освещенного места), либо, наоборот, старые колеи беспорядочно расходятся во все стороны. Вход в лес часто скрыт разросшимися на опушке кустами.
        Как же найти начало?
        1) Если в пункте А есть местные жители, спросить у них (это лучше всего).
        2) Карта может достаточно точно показать внедрение дороги в лес - прочесать это место, углубившись в лес на 20-50 метров.
        3) Иногда хорошие результаты дает метод прямой линии - если дорога на границе урочища А исчезла, пересекаем пустошь, сохраняя прежнее направление. На противоположной опушке должно найтись продолжение дороги.
        Когда начало найдено, остается только не потерять дорогу. Но это бывает непросто, поскольку степень ее зарастания различна на всем протяжении, что связано как с историческими, так и с природными факторами. Если пункт Б, куда вела наша дорога, исчез, а пункт А некоторое время еще существовал, то дорога могла частично использоваться для езды за дровами, походов за грибами и ягодами и т.п., но нахоженность (торность) дороги при этом затухает по мере удаления от А. Вариант этой ситуации - и А, и Б жилые, но связь осуществляется по другой дороге (по которой можно проехать на машине). Зачастую длина такого пути многократно превышает длину заброшенной прямой дороги. Мы же, выйдя из А по старой дороге, можем стать свидетелями ее полного исчезновения, а затем возрождения при приближении к Б.
        Из природных факторов, влияющих на сохранность дороги, стоит отметить плодородность почвы и освещенность. Выйдя на лесную поляну или заболоченный безлесный участок, дорога может пропасть совсем, но легко найтись на другой стороне, если только лес темен и густ. Медленнее зарастают песчаные и каменистые отрезки дороги. Долго сохраняются остатки мостов. Когда никаких признаков дороги уже нет, след колеи иногда можно отыскать в глубоких лужах, большую часть лета заполненных водой.

Как ходить по лесным дорогам

        Пешком можно посетить места, недостижимые для транспорта, и в этом основное достоинство ходьбы. Особых навыков это не требует, что является еще одним несомненным достоинством. Однако, долгий путь может вместо удовольствия превратиться в пытку. Избежать этого нехитро:
        1. Маршрут должен быть осмысленным, т.е. содержать новые и интересные объекты любого рода на большей своей части, причем удаление из маршрута любого отрезка должно означать и устранение одного из интересных объектов.
        Если в маршруте имеются существенные неясности (например, наличие или отсутствие нужного моста), должен быть заранее подготовлен запасной маршрут, по возможности не менее качественный, чем основной.
        2. Необходимо учитывать, что человек с грузом 10-15 кг за спиной может без особого напряжения сил пройти в день по хорошей дороге 30 км. Если идти через лес с буреломом и болотами, то в день преодолевается не более 10-15 км. Конечно, можно, а иногда и приходится превышать эти показатели, но, как правило, это ведет к снижению результатов следующего дня. Километраж указан как посчитанный по ломаной линии, навигатор насчитает больше за счет "виляния" в пути, особенно в лесу.
        3. Чем легче рюкзак, тем легче идти. Брать нужно только самое необходимое.
        4. Опыт привел к выводу, что обувь должна быть не подогнанной по размеру, а, напротив - на 2-3 размера больше. Стопа во время долгой ходьбы расширяется, иногда даже слегка припухает, и нормальная в обычной обстановке обувь становится невыносимо тесной с перспективой быстрого натирания мозолей. Конечно, чтобы избежать хлобыстания слишком большой обуви, нужно потуже затянуть ее на щиколотке. Оптимальным вариантом оказались самые дешевые китайские кроссовки.
       Многолетняя борьба за сухие ноги кончилась полнейшим фиаско: все ухищрения (резиновые сапоги разного рода, переобувание перед переходом проблемных участков) приводили только к утяжелению рюкзаков и замедлению движения. Промокание рано или поздно наступало все равно. Удобнее оказалось смириться с мокрыми ногами. В качестве сухой обуви во время стоянок можно использовать обязательную запасную пару (кроссовок).
        5. Примерно с конца мая до конца июля во влажных местах свирепствует гнус. Если большая часть маршрута проходит по таким местам, жизнь может стать тяжелой. К сожалению, репелленты, которые иногда пытались использовать, не оказывали на насекомых заметного действия. Известно, что весьма эффективен чистый диметилфталат, но в открытой продаже таковой не попадался. Радикальное средство борьбы с гнусом - в июне и июле сидеть дома. В этот же период наиболее вероятен укус клеща; прививку против клещевого энцефалита нужно делать обязательно, не забывая каждые три года проводить ревакцинацию. Осенью (сентябрь) появляются лосиные мухи (вши), которые местами весьма назойливы, никакие средства борьбы с ними пока не проверялись.
        6. Палатку следует ставить на ровном сухом месте, рядом с источником дров, на отдалении от мертвых деревьев, которые могут свалиться при сильном порыве ветра. Нередко вечер застает на дороге, по которой время от времени кто-то проезжает или проходит. Если есть желание исключить визиты посторонних, нужно углубиться в лес, чтобы лагерь не было видно со стороны. Даже в глухом лесу не стоит ставить палатку прямо на дорогах - ими часто пользуются звери, и не надо преграждать им путь.
        7. Местные жители могут дать уникальные сведения о местности, но иногда попытка ими воспользоваться приводит к неудаче. В основном это бывает следствием взаимного непонимания: спрашивали про одно, а отвечали про другое. Поэтому по возможности нужно проверять полученные сведения картой, компасом и т.д.
        8. Наверняка есть абсолютно непромокаемая одежда (примером может служить водолазный костюм), но все же приятнее передвигаться по лесу в сухую погоду. Поэтому если прогноз обещает затяжные дожди, поход лучше перенести.
        9. Иногда мелкие потертости, мозоли, ушибы, оказавшиеся в таких местах, что при ходьбе постоянно раздражаются, могут вынудить сойти с дистанции. Чтобы этого не произошло, нужно иметь соответствующие крема, мази, бактерицидный пластырь и обезболивающее (например, анальгин) на крайний случай.
        10. Чрезвычайную осторожность следует соблюдать при проходе вырубок и участков леса с высокой травой. Лежащие в траве не вывезенные бревна или упавшие деревья бывают совершенно не видны. Споткнувшись о такое препятствие, падаешь, как правило лицом вперед, и если в траве окажется еще один ствол с торчащим вверх острым суком, то поход может кончиться катастрофой.
       
Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006