Лесные дороги--->на главную
Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Владимир-Тума-Муром Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Владимирский Тупик-о.п.Лошаки (К истоку Днепра).


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:6-11 мая 2008г. Холм-Жирковский и Сычевский районы Смоленской области, Оленинский район Тверской области.
       План: По бывшей узкоколейке от Владимирского Тупика подойти к истоку Днепра, далее лесными дорогами дойти до о.п. Лошаки ж.д. Москва-Рига.
       Карты: использовалась двухкилометровка Смоленской области (состояние местности 1984-1993гг), были просмотрены также космические снимки в google.ru. Для написания данного отчета использовался также "Атлас Смоленской области" масштаба 1:100000, издания ООО "Ультра-Экстент", 2008 г., состояние местности 2005-2008 г., спутниковые карты с сайта yandex.ru, карта масштаба 1:100000 (100k--n36-008),(состояние местности 1986 г., изд. 1991 г.) и карты масштаба 1:200000 (200k--n36-04, 200k--o36-34) (состояние местности 1980 г., изд. 1985 г.), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт, карта масштаба 1:100000, квадрат N36-08 (состояние местности 1927, 1938 гг. изд. 1941 г.) - полностью на http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=4815. Фрагменты этих карт включены в описание маршрута.
        Погода: во время нашего выезда вечером 6 мая в Москве шел снег. Утром 7 мая во Владимирском Тупике все было припорошено снегом. Дневные температуры 10-15 градусов (изо дня в день повышались). Ночью 7/8 мая температура опустилась ниже 0 (замерзла вода в котелке). Следующие ночи оказались теплее. Осадков не было, в основном ясно.
        Сопутствующие обстоятельства: двое из нас прошли по части этого маршрута (до истока Днепра) в 1991 г. (см. "Владимирский Тупик-Сычевка"), поэтому во время похода мы невольно сравнивали что было тогда, и что есть сейчас. Отличия начинаются уже в способах добраться до ст. Владимирский Тупик. Если в 1990 г. (см.http://forum.tr.ru/read.php?7,903467),(расписание на 1991 г. найти не удалось) в Тупик ежедневно 3 раза ходил поезд (2 из Сафонова, 1 из Смоленска (прибытие смоленского поезда в Тупик в 0.33, отправление в 2.57), то теперь остался один ночной поезд из Смоленска, который бывает в Тупике по пн., вт. и сб. (прибытие в 1.48, отправление в 2.02). (Постепенное затухание пассажирского движения на линии Дурово-Владимирский Тупик завершилось 1 января 2014 года его полным прекращением "по заказу администрации Смоленской области", см. фото объявления на Смоленском пригородном вокзале после всех иллюстраций в конце страницы.) Расписания местных поездов узнавали на сайте http://unla.webservis.ru. Поскольку прибытие в начальную точку маршрута в 2 часа ночи не входило в наши планы, мы рассматривали другие варианты. Например, доехать до станции Нелидово дороги Москва-Рига, оттуда до г. Белый, далее автобусом до д. Комары. Или автобусом из Москвы до Холма-Жирковского, далее (около 30 км.) до Вл. Тупика. Или на поезде до Вязьмы или Сафонова, далее автобусом до Холма-Жирковского, далее на такси. Автобусные расписания смотрели на сайте http://emekirill.narod.ru. Однако ничего с использованием автобусов состыковать не удалось.
       Участвовали: 4 человека.
       Дополнение:об экспедиции 1894 г. к истоку Днепра см. в конце отчета.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где кружочком с крестиком обозначено начало маршрута.
       



        6 мая, вторник
        В 23.54 поездом Москва-Смоленск выехали до ст. Сафоново.

        7 мая, среда
        Поезд прибыл на ст. Сафоново в 4.55. У вокзала стояли несколько машин, нами сразу заинтересовался водитель "Волги", который запросил за проезд до Владимирского Тупика 1200 руб. Столько же стоил бы вызов такси через диспетчера, но после торга таксист сбросил лишь сто рублей. Особого выбора не было - в "Жигули" мы могли не поместиться, и мы поехали. Водитель не спешил, берег машину. Примерно в 7.15 мы прибыли в Тупик. Сразу же пришлось надеть все теплые вещи, в том числе шапки.
        Судя по бесхозному виду многих производственных зданий когда-то бурная жизнь Тупика едва теплится. Местный житель указал нам, где начиналась узкоколейка, которая должна была вывести нас на подступы к истоку Днепра. Подробнее узнать об истории здешних узкоколеек можно на http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=28. Узкоколейка была полностью разобрана в 2007 году. Естественно, это облегчило нам дальнейшее продвижение, поскольку путь был расчищен. В отличие от 1991 года, когда мы видели по сторонам фантастической толщины березы и осины (вырубки располагались в глубине), сейчас ничего подобного не наблюдалось, похоже, под конец вырубили все ценное. Лес в основном очень молодой. К середине дня лес справа слегка расступился, мы подошли близко к бывшей деревне Василево. Один из нас сходил туда на разведку - как и говорили нам во Владимирском Тупике, от деревни ничего не осталось. Сохранилась, правда, дорога от ур. Василево в северо-западном направлении (обозначена на карте).

сторона квадрата 4 км


        Примерно за 4 км до выхода к реке Днепрец бывшая узкоколейка пересекается с широкой просекой газопровода Ржев-Вязьма. Из карты легко видеть, что эта просека могла бы через 10 км. привести практически к истоку Днепра, но этот путь был нами отвергнут как некрасивый. К вечеру мы подошли к месту, где в 1991 году узкоколейка раздвоилась - заросшая пошла прямо, затем поворачивая вправо, а относительно новая - влево. Рельсов сейчас не было, но вид этого уголка между расходящимися дорогами оживил давние воспоминания. Здесь мы когда-то долго стояли, не понимая, куда идти дальше, поскольку на карте, которой мы тогда пользовались ( 5-километровка с надписью "секретно"), был показан конец дороги (как на приведенной выше двухкилометровке), но на самом деле она продолжалась и вправо, и влево.
        На этот раз сомнений, куда идти, не было, мы свернули влево и через примерно полчаса достигли реки Днепрец. Берег тут нехорош для стоянки, палатки поставили по эту сторону реки, в лесу.

        8 мая, четверг
        Около 10 утра мы перешли полуразрушенный мост через Днепрец и двинулись по следу узкоколейки на восток. Дорога здесь, как и вначале, у Владимирского Тупика, оказалась наезженной. По-видимому, при разборе дороги рельсы с этой стороны моста вывозили в направлении Бочарова.
        Вскоре после моста на карте показана извилистая лесная дорога, отходящая в северном направлении. Одному из нас удалось найти нечто похожее на эту дорогу, правда, она настолько заросла, что просматривалась только под определенным углом. Если верить карте, по этой дороге можно было, оставляя справа болото Аксенинский Мох, выйти прямо к истоку Днепра, сократив путь более чем в 2 раза (на 8-10 км.) по сравнению с маршрутом через Бочарово. Наш товарищ предложил рискнуть, и, когда никто его не поддержал, пошел один, несмотря на протесты остальных. Встретиться договорились у истока Днепра.
        На карте 1941 года издания (см. ДОПОЛНЕНИЕ в конце отчета) видно, что когда-то эта дорога была частью пути от Аксюнина и Заболотья к Днепрову и Ильюшкину. Интересно, что мост УЖД через Днепрец был, повидимому, построен на месте уже существовавшего моста - местность была далеко не такой глухой, как сейчас.
        Дорога шла по достаточно старому лесу, на дне высохших луж отпечатались следы множества различных зверей. В 1991 году через 4 километра от моста узкоколейка перешла в просеку, которая затем уперлась в еловые посадки, и к Днепру мы пробирались через лес. На этот раз дорога довела прямо до Днепра (13.10) (ширина реки - примерно 3 метра), чуть дальше пересекла его по мосту и вскоре вышла в поле. Вдали показались дома деревни Бочарово. Поскольку в 1991 году мы шли к истоку непосредственно вдоль русла, что было непросто, сейчас мы решили, что имеем полное право выбрать более легкий путь. Мы срезали через поле (дорога осталась правей) и вышли к середине деревни. Было желание попить молока. Как оказалось, в достаточно большой деревне мало кто держит коров, нам указали всего три дома, где могло быть молоко. В первом месте нам отказали ("уже поднялись сливки"). Здесь мы попытались узнать, где начинается дорога к истоку Днепра ("к роднику"), как они говорили. Молодая женщина смущенно сказала, что точно не объяснит, она с мужем всего несколько месяцев здесь живет, но надо выйти на дорогу, где магазин. По пути в магазин нам удалось добыть молока. Деньги за молоко с нас брать не хотели. Магазин оказался закрытым, но пока мы стояли у дверей и трогали замок, рядом затормозили "Жигули" - это один из потенциальных покупателей доставил продавщицу на рабочее место. Мы пополнили запасы чая, уточнили, где начинается нужная нам дорога и двинулись дальше. Предстояло пройти около 6 км. по сильно разбитой грейдерной дороге. Разговоры в основном сводились к тому, кто же придет первым - мы или наш отколовшийся товарищ.
        Около 4 часов дня мы подошли к высоте 257 м., которую посетили 17 лет назад. В середине открытого пространства мы увидели почти достроенную большую деревянную церковь. Правее виднелась бытовка и несколько рабочих. А навстречу нам устало брел наш товарищ, пришедший, по его словам, всего 5 минут назад. Первым делом он сообщил, что на него напал медведь. Из его рассказа выяснилось, что незаметная вначале дорога местами становилась явной, причем кое-где просматривались следы совсем древней узкоколейки. Местами дорога становилась непроходимой из-за кустов. На одном из разветвлений он свернул на рассыпающуюся в пыль старую гать, которая, пройдя болото, вывела прямо к логову зверя. Обратный путь до основной магистрали наш товарищ очень быстро бежал, окончательно приведя гать в негодность. Далее ему удалось выйти на широченную просеку газопровода (обозначен на карте) и по ней добраться до окрестностей истока Днепра. Окончив свой эмоциональный рассказ, наш совершенно непьющий товарищ запросил 100 грамм, в которых ему было отказано.

сторона квадрата 2 км, желтым нанесен приблизительный путь


        Мы продолжили осмотр местности, но почти ничто не напоминало о 2 мая 1991 года. За небольшим сосновым леском, перед которым установлен деревянный щит с надписью "Исток Днепра", мы обнаружили столики, беседку, кресты и другие символы. В 1991 году стоял лишь небольшой памятник Красноярской стрелковой дивизии, сражавшейся в 1941 году, и символический колодец с надписью об истоке Днепра на русском и украинском языках. Интересные сведения о местности вокруг истока Днепра можно почерпнуть на http://www.undp-gef-dnipro.com. (например, на http://www.undp-gef-dnipro.com/content/faza1/46.pdf).
        Недалеко от церкви нам повстречались инициаторы строительства, которые как раз в этот день приехали проверить степень завершенности объекта. Разговор шел о том, каким образом желающие будут сюда добираться. Освятить церковь планировалось в июне. Несмотря на обилие символов, кроме нас и людей, связанных со стройкой, в окрестностях истока Днепра мы никого не видели.
        Мы перекусили в беседке, оставили в случайно найденной под деревом банке с записками побывавших здесь туристов свою записку и пошли по грунтовой дороге на север в сторону д. Дудкино. На полпути к деревне пересекли очень широкую и чистую просеку газопровода Ржев-Вязьма. В 18.45 вошли в Дудкино. В глубине огорода крайнего слева дома копался мужик. Вместо обычного в таких случаях громкого "Здравствуйте" наш потрясенный товарищ крикнул "Меня сейчас чуть медведь не задрал!". У мужика попросили воды, и он пошел открывать огромный кирпичный "Дом обходчика" - похожее на дворец олигарха средней руки временное жилье обходчика газопровода. Почему нельзя было набрать воды в колодце, память не сохранила. Мужик, присматривающий за "Домом обходчика", оказался единственным постоянным жителем деревни. Встреченная на улице бабушка приезжает на лето. В середине деревни стоит телефонная будка, гудка в трубке я не услышал. Пройдя всю деревню с юга на север, грунтовка изрядно поросла травой и повела нас дальше.
        Судя по нашей карте, немного не дойдя до реки Обша, дорога расходится вправо и влево, но к Обше не подходит. На самом деле, не меняя направления, доходит до самой реки и пересекает ее по мосту. Левее дороги, в лесу, метрах в ста от реки мы остановились на ночлег.

        9 мая, пятница

сторона квадрата 4 км


        По красивой лесной дороге мы около 11.30 достигли урочища Елизарово (на некоторых картах называется Елизарово-2). Далее по заросшей дороге примерно в 13.00 добрались до пустоши Иструбы с остатками вкопанного в землю бетонного сооружения. Дорога на север почти исчезла и периодически терялась. Через час вышли на обозначенный на карте большак запад-восток. Пройдя около 2 км. на запад до перекрестка, повернули на северо-восток и приблизительно в 14.30 подошли к реке Лучесе. Труба, проложенная под дорогой, забилась, в результате справа был затоплен обширный участок леса, а река промыла новое русло рядом с трубой.
        После обеда, около 16.30, мы продолжили движение по этой дороге (на нашей карте не обозначена). Вокруг-очень молодой лес, возможно, дорога была проложена для обслуживания вырубок. Множество звериных следов. В 19.04 она влилась в широкий и накатанный щебеночно-песчаный грейдер. Идя по нему на восток, в 19.10 мы достигли деревни Селишня, а около 19.50 - весьма оживленной деревни Хлебники. Где-то здесь нам надо было перейти р. Осугу, вдоль которой и расположены Хлебники, то есть в каком-то месте свернуть налево. Мальчик на велосипеде подсказал, где свернуть к переправе по камням и умчался, спросив напоследок "Вы что, туристы?" В указанном месте примерно в середине деревни мы свернули, и тут с крыльца стоящего в стороне дома нам наперерез зашагали трое сильно пьяных молодых людей и умеренно пьяная девушка, которая, подойдя, представилась почему-то с указанием своей должности (то ли секретарь сельсовета, то ли секретарь избирательной комиссии). Не самый приятный разговор, состоящий со стороны местной молодежи на 50% из мата, крутился вокруг того, откуда мы сами и куда идем, затем речь зашла о медведях. Минут через 5 мы распрощались. Переправа по камням была несложна. Заметная покрытая травой дорога продолжилась и по другую сторону реки, по ней мы вошли в старый еловый лес. На опушке, если память не изменяет, располагались избушки, относящиеся к лесничеству "Татаринское". Углубившись по заросшей лесной дороге километра на два, мы остановились на ночлег. Отпраздновали день Победы.

        10 мая, суббота

сторона квадрата 4 км


        До конечной точки нашего маршрута - о.п. Лошаки оставалось всего 8 км по прямой, а возвращение планировалось 11 мая утренним поездом, поэтому сборы лагеря проходили без особой спешки, и в путь мы тронулись лишь в 11.40. Исходная дорога была потеряна (или пошла не в нужном нам направлении), однако около 14.00 мы вышли к ур. Бородулино. Была найдена заглохшая дорога на северо-восток, затем она исчезла и последние несколько километров до ж.д. пришлось идти по компасу все по тому же старому елово-березовому лесу. На насыпь ж.д. Москва-Рига мы поднялись только в 17.43 в двух километрах восточнее Лошаков. Пройдя по путям эти 2 километра, мы сфотографировались на фоне таблички "Лошаки" и, слегка углубившись в лес, поставили палатки. Несколько западнее (метров 100) остановочного пункта мы заметили подходящую с юга хорошую грунтовку. Возможно, эта дорога тянется из Бородулина - из урочища выходила еще одна дорога, почему-то отвергнутая нами. Разумеется, в Бородулине она была малозаметной.
        Один из нас решил вернуться в Москву на ночном поезде Великие Луки-Москва и часов в 11 отправился в Чертолино (7 км. восточнее Лошаков), где этот поезд имеет остановку между часом и двумя ночи. При подходе к ст. Чертолино, как он потом рассказывал, был слышен вой волков. Касса станции была закрыта, и билет пришлось покупать в поезде.

        11 мая, воскресенье
        Около пяти утра мы начали собираться, чтобы успеть на поезд Новосокольники-Ржев. В Лошаках он около 6 утра. Поезд, состоящий из плацкартных вагонов, пришел вовремя и дверь нам открыли. (Мы боялись, что могут и не открыть). Через час поезд прибыл в Ржев-балт. Через несколько минут (кажется, в 7.04) с автовокзала отходил автобус до Твери, на котором уехала наша единственная участница похода. Оставшиеся двое в том же поезде, но под названием "Ржев-Волоколамск" и с другими проводниками поехали минут через 20 в Волоколамск. Поезд прибыл в Волоколамск в 10 часов с минутами, и через 10 минут мы пересели в электричку Шаховская-Москва (такая возможность есть только по выходным).
        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет четкого описания дороги вокруг болота Аксенинский Мох и подхода к д. Бочарово (обозначены как "приблизительный путь").
        2. Не пройден ус бывшей УЖД в сторону Ильюшкино.
        3. Не исследована бывшая дорога Ильюшкино - Аксенино.
        4. Существует ли непрерывная лесная дорога от ур. Бородулино к ж.д. в районе о.п.Лошаки.

        ДОПОЛНЕНИЕ.
       

сторона квадрата 2 км

"На юг и юго-запад от деревни Клецевой (Рождественной тож) Бельского уезда Смоленской губернии, и на восток и северо-восток от деревни Аксюниной того же уезда, в котловине, замкнутой со всех сторон соседними холмами - лежит моховое болотце, покрытое смешанным лесом. Болото это на всех картах Военно-Топографического Отдела Главного Штаба принимается за истоки реки Днепра...Во время наших наблюдений в октябре месяце 1894 г. от продолжительных дождей, ливших почти непрерывно в течение двух недель, болото это переполнилось водой, и избыток последней истекал и на юг, по направлению течения Днепра, показанному на картах Главного Штаба, и на север, более значительным ручейком, в речку Городок, приток реки Обши системы Западной Двины. В сухое же лето, по словам местных крестьян, нет никакого течения из этого болота - за исток Днепра рассматриваемое болото следовательно может быть принято лишь условно; но принимая его, хотя бы и условно, за исток Днепра, совершенно невозможно, однако, в данном случае...указать точно ту именно точку этого болота, которая должна быть принята за начало течения реки Днепра...
        Холмы, замыкающие собой эту заболоченную котловину, почти совсем лишены леса и обращены под пашню...Северные склоны этих холмов большей частью пологи и иногда совершенно незаметно сливаются с окружающей их местностью, тогда как южные склоны сравнительно круто спускаются к соседней низине и резко от нея отделяются. Группа холмов представляет островообразное возвышение, самое высокое в верховьях Днепра - от них как на юг, так и на север местность заметно понижается; особенно резкий переход в высотах заметен на юге - здесь прямо к холмам примыкает низина, занятая частию обширным моховым болотом, покрытым карликовой сосной. Высота этого последнего большого болота, взятая вблизи от (?), по барометрическим измерениям геодезической части Экспедиции равняется 112,8 саж. Как видим, по наиболее точным наблюдениям, средина болотца, лежащая между деревнями Клецевой и Аксюниной, выше большого болота на 5,4 саж. Оба эти болота соединяются друг с другом резко выраженной долиной, тянущейся приблизительно на 300 сажен. Склоны долины довольно круты - в особенности левый (смотря по падению). Нижние, наиболее крутые части этих склонов, высотою от 1 арш. до 1 и 1/2 арш. остаются нераспаханными и густо поросли травой; дно же долины является в большей или меньшей степени заболоченным. Избыток воды верхнего болота стекает по нем местами заметным ручьем, местами же теряется в покрывающем его мхе и совершенно, наконец, пропадает в нижнем обширном болоте. Проследить в этом нижнем моховом болоте течение Днепра нам совершенно не удалось, однако из северо-восточного угла его Днепр вытекает уже заметной речкой, причем глубина весной, по словам местных жителей, достигает до пояса и более."
       Выше приведена цитата из "Трудов экспедиции для исследования источников главнейших рек европейской России, издаваемых начальником экспедиции, генерал-лейтенантом А.А.Тилло. Бассейн Днепра. Исследования гидрологического отдела 1894 г. Под руководством начальника отдела С.Н. Никитина. Гидрогеологические исследования в 1894 г. в бассейне верховьев Днепра, до впадения реки Вязьмы. Отчет С.Н. Никитина и В.А. Наливкина". СПБ, 1896.
Иллюстрации:

Владимирский Тупик. Вид на север
Владимирский Тупик. Вид на север

Тупик 72 км
Тупик 72 км

дорога от Тупика к р. Днепрец
дорога от Тупика к р. Днепрец

у разрушенного моста
у разрушенного моста

мост через р. Днепрец
мост через р. Днепрец

на восток от р. Днепрец
на восток от р. Днепрец

гать на болоте Аксенинский Мох
гать на болоте Аксенинский Мох

дорога подходит к Днепру
дорога подходит к Днепру

Днепр в 5 км. от истока
Днепр в 5 км. от истока

Днепр в 500 км. от истока (Смоленск), снимок 16.03.2017
Днепр в 500 км. от истока (Смоленск), снимок 16.03.2017

дорога р. Днепр-Бочарово
дорога р. Днепр-Бочарово

д. Бочарово
д. Бочарово

дорога Бочарово-исток Днепра
дорога Бочарово-исток Днепра

Владимирская церковь на истоке Днепра в стадии строительства Владимирская церковь на истоке Днепра в стадии строительства

дорога из Бочарово подходит к Дудкино
дорога из Бочарово подходит к Дудкино

дом обходчика газопровода в д. Дудкино
дом обходчика газопровода в д. Дудкино

дом в д. Дудкино
дом в д. Дудкино

дорога из д. Дудкино подходит к р. Обша
дорога из Дудкино подходит к р. Обша

р. Обша
р. Обша

дорога р. Обша-Елизарово
дорога р. Обша-Елизарово

дорога Елизарово-Иструбы
дорога Елизарово-Иструбы

большак севернее Иструбов
большак севернее Иструбов

дорога на Селишню пересеклась с р. Лучесой
дорога на Селишню пересеклась с р. Лучесой

д. Селишня
д. Селишня

д. Хлебники
д. Хлебники

д. Хлебники, р. Осуга
д. Хлебники, р. Осуга

в 2 км севернее д. Хлебники
в 2 км севернее д. Хлебники

дорога Хлебники-ур. Бородулино
дорога Хлебники-ур Бородулино

о.п. Лошаки
о.п. Лошаки

поезд Новосокольники-Ржев подходит к о.п. Лошаки
поезд Новосокольники-Ржев подходит к о.п. Лошаки

объявление на смоленском пригородном вокзале
объявление на смоленском пригородном вокзале