Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Пыталово - Себеж.



       Фото: в конце страницы.
        Время и место:22 - 27 мая 1999 г. Пыталовский, Красногородский, Опочецкий и Себежский районы Псковской области.
       План: предполагалось пройти на участке Яшково-Красногородское по сохранившейся насыпи построенной в годы Великой Отечественной войны немцами железной дороги Пыталово-Опочка. (См. pskovrail.narod.ru/main399p.html). Затем - проехать некоторый отрезок на транспорте. Далее - движение в основном грунтовыми дорогами на юг к станции Себеж.
        Карты: Об использованных в походе картах информации нет. При подготовке данного отчета использовались карты: 1:50 000 (o35-129-2-s) 1937 года издания - можно скачать с http://libinfo.org/maps/ru/rkkag/rkkag285.jpg (или с maps.vlasenko.net), 1:50 000(050k--O35-104-4, издание 1981), 1:100 000(100k--O35-116, 100k--O35-117) и 1:200 000 (200k--O35-35, состояние местности 1983, издание 1987), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. Расписание пассажирских поездов 1998/1999 при подготовке настоящего отчета уточнялось по материалам http://forum.tr.ru/read.php?7,903467,920679.
        Погода: по воспоминаниям - дневные температуры около 15 градусов, ночные - около 5. Несколько раз попадали под дождь. Особенностью года было майское похолодание (1-15 мая) после апрельского тепла, из всех пород сильнее всего пострадали дубы - во время нашего похода их листья распускались заново.
        Участвовали: 3 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.

       



        22 мая, суббота
        В 15.00 встретились на Ленинградском вокзале г. Москвы с расчетом уехать в Псков в 16.00 на поезде 176/175 Москва-Таллин (прибытие в Псков в 3.42). Однако, выяснилось, что со 2.04 этот поезд стал ходить не по четным, а по средам и пятницам. В Псков следовало прибыть как можно раньше, поэтому мы предпочли уехать в 17.21 на поезде 160 "Аврора" до ст. Бологое с неясными дальнейшими пересадками, а не ждать 20.00 (поезд Москва-Псков 70/69, прибытие в 7.55).
        Сидячий вагон "Авроры" (представлял из себя слегка переделанный купейный, с поделенными на три части нижними и отсутствующими верхними полками) был на редкость тесен и неудобен. Билеты обошлись в 94 рубля на человека. В Бологое прибыли в 20.10. В этот день шел состоящий из двух потрепанных плацкартных вагонов поезд Бологое-Старая Русса, и в 21.20 мы отправились, надеясь потом сделать еще одну пересадку. Ехали в полном одиночестве (даже проводник куда-то ушел).

        23 мая, воскресенье
        В Старой Руссе были в 1.37, но уехать удалось только на московском поезде, в Пскове были в 7.55. Поезд до Пыталова уже ушел (7.30), пришлось ехать до Острова в 9.45. Каждый билет на пригородный поезд обошелся в 7 руб. 60 коп. Примерно через час прибыли в Остров. До Пыталова добрались на ПАЗе, билеты по 10 руб. 20 коп. (см. фото в разделе "Иллюстрации").Поездка на частнике стоила бы 150 руб. В Пыталове перекусили в баре (пельмени). Краеведческий музей был закрыт. Примерно в 15.20 мы сели на автобус и доехали до Вышгородка - на крутой горе стоит церковь и село. Затем начали путь на юг - в д. Яшково шоссе Остров-Карсава должно было пересечься с искомой насыпью бывшей ж.д.

сторона квадрата 1 км

В деревне мы спросили о насыпи и получили указание свернуть направо. Во время выполнения этого маневра нас окликнула еще одна жительница д. Яшково: "Ребята, подождите, не уходите. Вы куда, ребята? Подождите минут 10. Ну куда же вам надо? А жены-то у вас есть?" Выслушав ответы, кое-как объяснила, как пройти к насыпи.
       Добротная насыпь хорошо заметна, идет через поля. Через некоторое время она пересекла шоссе, с которого мы сошли и еще через несколько сотен метров слилась с подошедшей справа гравийной дорогой. Встреченный велосипедист пояснил, что справа мы оставим хутор Ересино, а насыпь ведет в Зили. Следует отметить, что на цитируемой странице pskovrail.narod.ru/main399p.html предположительно указано, что бывшая ж.д. от трассы Остров-Карсава до д. Бичи проходила через Пуданы, Лыково, Грини и Мужи. Очевидно, это неверно.
        После Зилей (миновали около 20.00) дорога идет по унылой заболоченной местности. На закате подошли к д. Бичи.

сторона квадрата 1 км

После Бичей оставили слева пограничную заставу и через полтора километра вышли к реке Лжа. Моста не было. Место для ночлега нашли после поворота дороги направо на лужайке, где росли молодые березки. Спать легли около 2 часов ночи. За день пройдено 15 км.

сторона квадрата 2 км



       24 мая, понедельник
       Задачей утра было форсировать Лжу. Промер глубины у берега дал 1,5 метра, вода - ледяная. Решили идти вверх по течению в поисках переправы. Такая возможность появилась у развалин каменного моста. После нескольких неудачных попыток брод был найден. Вода, взбивая пену, грохотала меж каменных глыб, но зато было не так глубоко, как в других местах. Переправлялись по двое - шедший сзади поддерживал над поверхностью воды рюкзак идущего первым. Потом таким же образом переносили второй и третий рюкзаки. После обсушки вернулись к месту продолжения насыпи на этом берегу и продолжили путь. Было уже около часа дня.
        Вскоре миновали д. Рудиновка. У ручья за деревней поговорили с местными жителями - двое делали ограду моста через ручей, неподалеку толстая тетя с таксой пасла коров. Полноводность Лжи, на которую мы пожаловались, местные связывали со сбросом воды из водохранилища на территории Латвии.
       Далее насыпь была обсажена березами. Через некоторое время пообедали. Вскоре насыпь вошла в сосновый бор (слева были вырубки, стволы необычайно аккуратно сложены). На дороге показался человек, который бежал навстречу нам. При виде нас побежал назад. Вечером вышли к шоссе Карсава-Красногородское. Незадолго до этого заметили недостроенное здание в лесу. Впоследствии выяснилось, что это предполагался аэродром. На шоссе пьяный велосипедист указал нам, как идти дальше, и примерно в 22.30 мы вышли к реке Синей. Берега в этом месте заболочены, палатку поставили прямо на насыпи, которая у реки обрывается. Из воды торчат деревянные опоры бывшего моста. На вид - в этом месте достаточно мелко. За день пройдено 25 км.

       25 мая, вторник
        По другую сторону Синей бывшая ж.д. идет практически параллельно и рядом с автодорогой Красногородское-Опочка, поэтому идти далее по ней мы сочли не очень интересным. Утром пошли по берегу к Красногородскому. Осмотрели красногородское городище. На автостанции взяли такси (этот "Москвич" оказал бы честь любому музею автомобилизма) и поехали в сторону Опочки. Сошли на повороте к д. Ладыгино (этот поворот - немного не доезжая Опочки, после моста через Иссу, в иллюстрации маршрута этот фрагмент карты не вошел).

сторона квадрата 2 км


       На повороте дождались автобуса, поехали в сторону Ладыгина. В Макушино вошла толпа школьников - разъезжались по деревням после уроков. Мы вышли у кладбища, у поворота на Огурцово, пройдя которое вышли к реке Веть. У моста мужик с лодки ловил рыбу. После моста должна была начаться лесная дорога на Стаклино. Мы не заметили ее и взяли правее, по торной дороге, она вывела на вырубку и оборвалась. Здесь пообедали. Было уже 7 вечера, когда мы пошли назад к мосту и начали движение по исчезающей лесной дороге.

сторона квадрата 1 км


       Вскоре дорога изменила направление почти на противоположное тому, что было нужно. Мы вернулись чуть назад и двинулись на юг по компасу. Пройти удалось немного - впереди простиралось необозримое топкое болото с одинокими редкими тонкими березками. Идти было невозможно. Мы свернули направо и вышли снова к месту поворота исчезающей дороги на запад. Прошли дальше и вновь уперлись в болото, правда моховое, без окон воды. Было уже поздно, и мы решили отступить. Вернулись к вырубке, где обедали и заночевали на ее краю у ручья. За день пройдено около 10 км.
       
       26 мая, среда
       В 7 утра один из нас решил сделать последнюю попытку прорваться в Стаклино, обойдя болото по берегу р. Веть. Был обнаружен осушительный канал, отходящий от реки на юг. Но двигаться вдоль него было не проще, чем по болоту. Вылазка не принесла никаких результатов. Хотя, как видно из приведенного выше фрагмента карты, преодолеть это препятствие было возможно. Безуспешные попытки найти дорогу Огурцово-Стаклино были названы "огурцовской трагедией".

сторона квадрата 4 км


       После завтрака двинулись вдоль ЛЭП на юго-запад, вскоре вышли на дорогу на Власово, на развилке взяли левей, на грунтовку, которая вывела на гравийное шоссе Мозули-Идрица. По этому шоссе дошли до д. Ермолова Гора. За нами по пятам шла гроза. Свернули на Симаново (дорогу спросили у местной жительницы). Местами дорога запахана. Засеянные поля перемежались перелесками. Пошел дождь. В д. Выгородка перекусили под каким-то навесом. Началось асфальтовое шоссе. Примерно в 9 вечера пересекли автомагистраль, параллельную ж.д. Москва-Рига. К переезду у станции Себеж подошли в 22.50. Поезд Рига-Москва в это время проходил таможенный досмотр. Общего вагона не было, плацкартное место только одно и дорогое - 667 руб. За день пройдено 30 км.

       27 мая, четверг
        Следующий поезд отправлялся в 1.21. Удалось купить 3 билета в общий вагон (к нашему неудовольствию он оказался сидячим). Зато картины на стенах, телевизоры на потолке, витрина в купе проводника. Каждый билет обошелся в 290 руб.(см. фото в разделе "Иллюстрации"). В 12.00 поезд прибыл в Москву.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Скудное описание дорог по всему маршруту.
        2. Не найдена дорога Огурцово-Стаклино.
Иллюстрации:

пригородный поезд Псков-Остров
пригородный поезд Псков-Остров

автобусный билет Остров-Пыталово
автобусный билет Остров-Пыталово

с.Вышгородок
с.Вышгородок

по насыпи 23.05.99
по насыпи 23.05.99

р. Лжа
р. Лжа

вброд через Лжу
вброд через Лжу

насыпь к востоку от Лжи
насыпь к востоку от Лжи

вырубка близ реки Веть
вырубка близ реки Веть

дорога Мозули-Идрица
дорога Мозули-Идрица

вид с Ермоловой Горы
вид с Ермоловой Горы

в д. Выгородка
в д. Выгородка

билет Себеж-Москва
билет Себеж-Москва