Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Cт. Сура - Пенза.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:12-17 мая 2006 г. Никольский, Лунинский и Бессоновский районы Пензенской области.
       План:от ст. Сура идти шоссейными и лесными дорогами общим направлением вверх по р. Сура до д. Грабово.
       Карты:в походе использовалась карта Пензенской области масштаба 1:200 000 1997 года издания, состояние местности 1985-1997 гг. При подготовке данного отчета использовалась карта масштаба 1:200 000 (200k--n38-22) (состояние местности 1984г.,издание 1990 г.) и карта масштаба 1:100 000 (100k--n38-091), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Фрагменты этой карты использованы для иллюстрации маршрута. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com.
       Погода: В основном солнечно, дневные температуры - около 15 градусов.
       Природа: распускание листьев значительное только у березы. Липы, клен - мало, дубы, осины - почти не распустились. Ландыши еще не цвели. Комаров немного.
       Участвовали:2 человека.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       
       



        12 мая, пятница
        В 19.50 поездом 14 Москва-Челябинск выехали до станции Рузаевка (плацкартный вагон). Впервые наблюдали новинки: электронные табло о внутренней температуре и занятости туалета, ограничители на верхних полках. Билеты брались 10 мая. Одновременно были взяты и обратные билеты из Пензы. Каждый билет до Рузаевки обошелся в 587 руб., из Пензы до Москвы - в 715 руб. (плацкартный вагон).

        13 мая, суббота
       В 5.33 прибыли на ст. Рузаевка. В 7.14 отправились на электричке (деревянные сиденья) до станции Сура, куда прибыли в 8.52. Без труда вышли на асфальтовое шоссе на Ильмино. Справа - плоская, местами заболоченная пойма Суры, слева, недалеко, - поросшие лесом холмы. После Ильмина, в месте близкого подхода дороги к Суре, устроили обед. Затем достигли д. Александровка. В конце деревни была найдена грунтовая дорога на Никитянку. Дорога вошла в лес, и, наконец, исчезли свалки и прочие следы человеческой деятельности. Встретили двух мужиков, которые на телеге везли лодку, сразу после этого разразилась сильная гроза с градом. В 17.30 вышли к обозначенному на карте дому лесника (нежилой). Рядом растут редкие в этой местности ель и лиственница. Берег Суры здесь заболочен и непригоден для стоянки, палатку поставили чуть выше по склону холма. За день пройдено 24 км.
       
       

сторона квадрата 4 км



        14 мая, воскресенье
        Вышли в 8.30 и уже в 8.40 вошли в д. Никитянка, красиво теснящуюся у подножья холмов. Далее нам надо было добраться до д. Исаевка, расположенную по другую сторону крупного притока Суры реки Айва. Жители Никитянки сообщили, что в Мичкасе есть мост (на карте он отсутствовал). Мы все же попытались срезать пару километров, но брода через Айву не нашлось. Пришлось зайти в Мичкас и воспользоваться новым железобетонным мостом. На подходе к Исаевке выбрали дорогу, которая привела нас к дальнему краю деревни, и двинулись дальше по грунтовке по пойме Суры. Навстречу нам проехала "девятка". Вскоре дорога вышла прямо к обрывистому берегу, где мы обнаружили место стоянки пассажиров "девятки" - над кострищем еще вился дымок. Нас удивило, что отдохнувшие не удосужились сжечь свои пластиковые бутылки, это пришлось делать нам.
        При дальнейшем движении навстречу проехала "Нива". Вскоре подошли к развилке и, доверившись следам "Нивы", взяли левей. Вышли к месту рыбной ловли на старице. Пришлось искать правее основную дорогу. К мосту, где расходятся дороги на Старую Кутлю и Белый Родник (дорога на Журавлиху не замечена) вышли около 15.00. После обеда, около 17.30, миновали Белый Родник (дорога обходит деревню, издалека виден новый дом), прошли показанную на карте пустошь, но просека на юг найдена не была. Пришлось с трудом продираться сквозь выросший после вырубок лес. Около 19.00 вышли на разбитую дорогу без покрытия Иванырс - Нижний Шкафт. Продвинулись еще немного на юг. В лесу был замечен недействующий колодец. Около 19.30 остановились на ночлег в смешанном лесу с преобладанием сосны. За день пройдено 27 км.

        15 мая, понедельник
        Около 8.40 двинулись на юг по азимуту. Пересекли несколько грунтовых дорог запад-восток, но найти подходящую нам дорогу север-юг никак не удавалось. Временами шли по просекам соответствующего направления, но при входе в болото или на вырубку просеки терялись. В какой-то момент с высоты был замечен дальний склон цепи холмов, под которыми течет река Иванырс. Спуск был весьма долгим, переправились через реку по двум поваленным соснам только около 12.30.
       

сторона квадрата 4 км


       Около 13.00 двинулись по найденной дороге на запад. (Мы предполагали, что находимся восточнее р. Осинки и скоро выйдем к ней, а затем пойдем по ней на юг, но скоро ошибка стала очевидна.) В месте выхода дороги на пустошь замечена табличка о том, что посадки сосны обыкновенной заложены лесоводом А.И. Якушевым в 1976 году. Многие молодые сосны, как мы видели, сломаны пополам, возможно это происходит из-за прогиба зимой под тяжестью снега.
       

сторона квадрата 2 км


        Свернув с дороги, мы снова пошли по азимуту на юг и к 17.00 достигли верховьев Осинки. Здесь речку по мостику над трубой пересекала дорога (см. карту 1:100 000). Дорога пошла направо, и вскоре мы оказались у обозначенной на карте развилки Ери-Вазерское лесничество. Решили, что удобнее идти (к Суре) через Лесничество. Около 18.00 перешли небольшой ручей, после чего дорога резко взяла вверх на пригорок, поросший соснами, затем слева мы оставили брошенный балок и вскоре подошли к очередной развилке. Показанная на нашей карте дорога оказалась заросшей, отходящая севернее нам понравилась больше, мы свернули на нее, о чем впоследствии пожалели - дорога весьма извилиста и безводна. Лишь к 21.00 мы вышли к глубокому оврагу, на дне которого журчал ручей. Здесь, среди буйных зарослей старого лиственного леса, остановились на ночлег. За день пройдено 30 км.

        16 мая, вторник
        Около 9.30 двинулись в сторону Вазерского лесничества. Вскоре основная дорога ушла вправо, мы продолжили путь по заметной тропе и быстро вышли к бывшему лесничеству. Подвыпившие мужики объяснили нам путь на Грабово.
       Дорога идет по пойменным лугам, иногда не очень хорошо заметна. Более наезженной становится, приняв слева дорогу из д. Ери. Показанного на карте моста через старицу мы не увидели, переправлялись вброд (если память не изменяет, глубина не выше пояса). Далее начинаются поля и предместья д. Грабово. Мост через Суру был покрыт кривыми и задранными относительно друг друга железными листами, автомобили, как нам показалось, по нему не ездят. Мы вышли на шоссе на Пензу и на маршрутке добрались до областного центра. Несколько часов до отправления поезда (19.40) были посвящены осмотру города. Пройдено по маршруту 10 км.

        17 мая, среда
        В 8.30 прибыли в Москву.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Нет фото и описания многих пройденных дорог и развилок.
Иллюстрации:

ст. Сура
ст. Сура

дорога Сура-Ильмино
дорога Сура-Ильмино

дорога Александровка-Никитянка
дорога Александровка-Никитянка

дорога Александровка-Никитянка
дорога Александровка-Никитянка

дом лесника
дом лесника

д.Никитянка
д. Никитянка

д. Исаевка
д.Исаевка

р. Сура
р. Сура

дорога Исаевка-Белый Родник
дорога Исаевка-Белый Родник

одна из дорог близ н.п. Иванырсенский Лесозавод
одна из дорог близ н.п. Иванырсенский Лесозавод

переправа через р. Иванырс
переправа через р. Иванырс

16 мая, на подходе к Вазерскому лесничеству
16 мая, на подходе к Вазерскому лесничеству

мост через Суру в д. Грабово
мост через Суру в д. Грабово

Пенза
Пенза