Лесные дороги: Забелье - Локня
Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Семижа (Калужская обл.) 2007 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Забелье - Локня


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 8 - 13 мая 1997 г. Пустошкинский, Новосокольнический и Локнянский районы Псковской области.
       План: От станции Забелье двигаться вдоль цепочки озер и р. Великая к северу, затем свернуть к востоку, чтобы не позже 12 мая выйти к ж.д. Дно-Новосокольники.
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--o35-120,100k--o35-132, 100k--o36-109), состояние местности и год издания всех карт - соответственно 1984 и 1988 гг. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Эти карты можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения. В походе использовалась карта Псковской области 1:500 000 из серии "Общегеографические карты Российской Федерации". Состояние местности 1992 г., издание 1994 г. (карт более крупного масштаба в то время найти не удалось).
        Сопутствующие обстоятельства: Карта-пятикилометровка давала возможность точного контроля местонахождения фактически только в обозначенных населенных пунктах, поэтому прилагаемый к данному отчету маршрут в местах, удаленных от этих контрольных точек показан весьма приблизительно.
        Погода: Переменная облачность, несколько кратковременных дождей. 9 мая - сильный ветер. Дневные температуры около 20 градусов, ночные - около 8.
       Природа: Распускание листьев в последний день похода. Начало бурного цветения ив. Цветут ветреница дубравная, прострел раскрытый (сон-трава), первоцвет (баранчики), мать-и-мачеха, идет березовый сок. Наличие комаров и клещей в памяти не сохранилось. Видны следы деятельности бобров. На озерах - утки. Видели цаплю (?).
       Старые расписания поездов при подготовке отчета узнавал на http://forum.tr.ru/read.php?7,903467,pagе=1
       Участвовали:2 человека.
       
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        8 мая, четверг
        Отъезд в 21.40 с Рижского вокзала поездом 11 Москва-Великие Луки в общем прицепном вагоне Москва-Себеж. Билеты брались за сутки до отправления.
        При подготовке данного отчета благодаря архивным расписаниям с сайтов forum.tr.ru и obolev.narod.ru удалось частично проследить за преобразованиями поезда Москва-Великие Луки. В далеком 1980 году поезд 661 отправлялся в 22.15 и прибывал на конечный пункт в 9.20. В 1987-88 гг. скорость снизилась: (22.08-10.26). В 1993-1994 гг. поезд 661 шел еще тише: отправление из Москвы в 21.54, прибытие в Великие Луки в 10.36. Прицепных вагонов в Себеж нет, они появляются в 1994-1995 гг., при этом меняется график 661-го: отправляясь как и прежде в 21.54, он резко ускоряется и прибывает в Великие Луки в 6.50. В 1995-1996 гг. 661-й исчезает, зато появляется поезд номер 11 (из Москвы в 21.54, в Великих Луках в 6.46). До сезона 1998-1999 гг. включительно с небольшими (минуты) изменениями графика продолжал курсировать поезд 11. В 1999-2000 гг. картина меняется - 11-й пропадает, возрождается поезд 661 (отправление в 20.09, прибытие на конечный пункт в 6.50) - по этому расписанию он ходил по крайней мере до лета 2012 г. (см. страницу Железница-Алеща нашего сайта). Но в январе 2013 г. (возможно, изменение произошло раньше) отправление поезда сдвинулось на 21.02, а прибытие - на 7.03. В 2013 - 2014 гг. произошли следующие большие изменения: сначала поезд перестал отправляться по вторникам и субботам, чуть позже появился поезд 663 до Пскова. Сейчас (в марте 2015 года) этот поезд отправляется по пятницам и воскресеньям, а в понедельник, среду и четверг идет наш старый знакомый 661 Москва-Великие Луки. Расписание поездов 661 и 663 до Великих Лук одинаковое: отправление из Москвы в 19.56, прибытие в Луки - в 5.56.
        Любопытно было наблюдать за инерционностью издаваемых Министерством путей сообщения справочников "Расписание движения пассажирских поездов". В справочнике 1995-1996 гг. в разделе "Вагоны беспересадочного сообщения" указано, что вагоны до Себежа прицепляются к поезду 661, хотя, пролистав несколько страниц дальше, можно убедиться, что такого поезда уже нет, а есть поезд 11. Тоже повторяется в 1996-1997 гг. В 1998-1999 гг. логика торжествует - вагоны до Себежа цепляются к поезду 11, и этот поезд есть в расписании. Но уже в следующем сезоне, когда поезд 11 ушел в небытие, "Расписание движения пассажирских поездов" продолжает "цеплять" к нему беспересадочные вагоны...
       В общем вагоне нам удалось занять верхние небоковые полки. Полумрак располагал ко сну, но внизу расположилась компания "челноков", звон стаканов, разговоры о жизни, о работе никак не стихали. Вика Цыганова исполняла по радио "Кому это надо - никому не надо..." В Волоколамске в магазин был снаряжен гонец...

        9 мая, пятница
        В Великих Луках наш вагон был прицеплен к пригородному поеду до Себежа; во время более, чем полуторачасовой стоянки (6.50-8.32) удалось ознакомиться с обширным расписанием станции Великие Луки. По-видимому, мы примерно вычислили время прохождения пригородным поездом станции Локня, где должен был закончиться наш поход. Около 10.40 сошли на станции Забелье. Из нашего поезда выгружали хлеб. Спиртное в близлежащем магазине отсутствовало. Мы вышли на шоссе Забелье-Мельница, миновали по мостам две обозначенные на карте речки и свернули по грунтовке налево, намереваясь дойти до озер, чтобы их берегом следовать к северу. По-видимому, дорога слегка уклонилась к югу, в результате чего мы оказались у деревянного моста через речку Спастерку, опоры которого были сделаны в виде колодезных срубов. Много песчаных дорог. Продолжили путь - на северо-запад. Лес - сосна, в подлеске много можжевельника. Встречается шиповник, черная смородина. Березы стояли еще без листьев. Валяется много бутылок из-под водки. Вскоре дорога вывела к заставленному палатками песчаному берегу оз. Верято (?). Пройдя стороной, мы спугнули туристку, которая использовала в качестве туалета заросшую воронку от авиабомбы. То, что эти места являются "туристической Меккой" оказалось для нас полной неожиданностью.
       

сторона квадрата 2 км


        Двигаясь по дорогам, около 16 часов вышли к д. Мельница, перешли по мосту р. Язницу. Ошибочно не свернув на показанный на пятикилометровке проселок Мельница-Новая, отошли на 1,5 км от моста по асфальтовому шоссе. Поняв ошибку, двинулись по компасу на север, затем свернули на запад, прошли поле, затем лес. Около 19.00 вышли на поросший высокими соснами, березами и осинами высокий и крутой берег реки Черная, где остановились на ночлег. Ввиду начавшейся грозы ужин пришлось доедать в палатке. За день пройден 21 км.

        10 мая, суббота
        Примерно в 9.30 перешли реку вброд (глубина около метра), вышли на поле, вскоре прошли д. Новая, начались сосновые боры, в том числе лесопосадки, причем ряды сосенок перемежались рядами березок. Дорога миновала пару маленьких озер (на одном мы нашли манок для уток). От второго озера в отдалении отъехал велосипедист. Решив, что это дает шанс куда-нибудь выбраться, мы пошли по его следам. На пустоши (возможно, Харино-Бор) навстречу ехал "уазик". Мужики сообщили, что впереди (4 км) - деревня Чернецово. На этом отрезке пути произошло изменение леса - сосну сменила ель. В Чернецове местный житель рассказал про исток Великой - "из-под булыги бьет ключ". Расстояние до истока он определил в 7 км. Но идти туда мы не планировали.
       

сторона квадрата 2 км


        Дойдя до Великой (1 км), мы перешли ее, увидели впереди деревню Фекино, взяли левей и остановились на обед (15.00). Проигнорировав обозначенную на пятикилометровке дорогу Фекино-Монино, мы двинулись на север по компасу. Оставили слева что-то вроде ирригационной канавы. Затем на пересеченной местности начался участок сплошного бурелома, зарастающий молодой ольхой высотой 2-3 метра - весьма сложная для прохождения комбинация, которую можно условно назвать "Фекинский лес". Изрядно вымотавшись, мы вышли к камнекарьеру и вскоре - к широкой дороге запад-восток. Впереди виднелось продолжение "Фекинского леса", поэтому мы свернули вправо по проселку. Со стороны д. Монино показалось стадо коричневых коров во главе с пастухом. "Коровы!" - сказали мы, поравнявшись. "Это козы!" - с оттенком презрения ответил погонщик.
        Срезав угол, мы вышли на северный край Монина и направились по дороге на северо-запад. Луг по сторонам был усыпан валунами. На развилке взяли правей. К сумеркам вышли к озеру Красковское, здесь дорога исчезла. Довольно сырое место. Береза, ольха. Остановились на ночлег. За день пройдено 25 км.

        11 мая, воскресенье
       
       

сторона квадрата 2 км


        Вышли около 9.30 по компасу в северо-восточном направлении. Сначала - сырой лес, потом снова "Фекинский лес", который удалось частично обойти по болоту. Выбрались на луг, по нему в направлении запад-восток шла грунтовка. Мы свернули по ней вправо, постепенно уклоняясь к югу. Слева показалось вытянутое озеро Ельно, в конце были замечены 2 сарая. Была найдена дорога, как нам показалось, в д. Камешки, однако она оборвалась чуть дальше у озера. После спешного (ввиду вероятного дождя) обеда мы двинулись по компасу на восток и снова попали в "Фекинский лес". Затем вышли к маленькому заросшему озеру (Островок?). По берегу - толстые поваленные бобрами осины. Обогнув озеро, нашли дорогу. Через 3-4 км она вывела к д. Лежакино, причем перед деревней пришлось перейти "разлившийся на дороге ручей" (так сказано в написанном по горячим следам отчете). Этот ручей представляет ни что иное, как начало реки Пузны, которую через 15 лет довелось форсировать близ устья (см. страницу Голенищево-Торопец нашего сайта). Местный дед сообщил, что до большака - 3-4 км, а там - 5 км до д. Богданово. На большак мы вступили в 18.40. Вскоре показался километровый столб, расстояние до Локни составляло 33 км. В какой-то момент дорога поднялась на господствующую высоту, далеко впереди слева в лучах заката показалось Богданово. Затем было пройдено Рыкайлово. Миновав километровый столб "24", мы свернули вправо и, набрав воды из ручья, поставили палатку в небольшой рощице (дуб, ели, березы) (21.30). За день пройдено 22 км.
       

сторона квадрата 2 км



        12 мая, понедельник
       
       

сторона квадрата 2 км


        В 10.15 начали движение к Локне. Желательно было оказаться на станции к 16.00. С собой взяли около литра березового сока, который удалось набрать за ночь. Скорость ходьбы постепенно снижалась с 7 до 4 км/час. Запах цветущих ив. Деревья зазеленели. Ухоженные деревни с зелеными лужайками. Отдельные дубы вдоль дороги. Миновали верховья реки Локни, затем село Михайлов Погост с вывеской "Михайлову Погосту - 600 лет".
       

сторона квадрата 2 км


        Около 16.00 мы подходили к станции Локня. Проследовал какой-то поезд в сторону Дна, затем тепловоз с двумя вагонами - в направлении Новосокольников. Минутой позже мы выяснили на станции, что это и был наш пригородный. Автостанция находилась рядом, и мы успели сесть на автобус Псков-Пушкинские Горы-Великие Луки в 16.15. Примерно через час автобус прибыл на конечный пункт-автовокзал, еще через 15 минут мы дошли до ж.д.вокзала. Билеты до Москвы были куплены, трехчасовое ожидание скрашено пивом из буфета, и в 21.42 знакомый поезд Великие Луки-Москва повез нас домой. По соседству из похода по реке Алоля возвращалась группа туристов. За день пройдено 24 км.

        13 мая, вторник
        В 6.56 поезд прибыл на Рижский вокзал Москвы.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Неточность отображения маршрута на карте
        2. Нет фотографий большинства пройденных объектов
       
Иллюстрации:

прострел обыкновенный
прострел обыкновенный

дорога к д. Мельница
дорога к д. Мельница

р. Великая близ д. Фекино
р. Великая близ д. Фекино


у дороги из д. Монино
у дороги из д. Монино

оз. Красковское
оз. Красковское

оз. Ельно
оз. Ельно

церковь Спаса Преображения на окраине Локни
церковь Спаса Преображения на окраине Локни