Лесные дороги: Ельня-Голубев Мох-Коробец
Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Ельня-Голубев Мох-Коробец


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 5-9 октября 2013 г., а также добавления за другие годы. Ельнинский район Смоленской области.
       
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:50 000 (050k--n36-055-1, 050k--n36-055-2) с http://forum.relicvia.ru/topic/2760-smolenskaia-oblast/, состояние местности и год издания карты не указаны (ориентировочно - 1985 г.). В походе использовался "Атлас Смоленской области" 2008 года издания. Хотя в "Атласе" декларировано состояние местности 2005 - 2008 г., свежие исправления коснулись лишь небольшой части информации, в основном - состояние местности приблизительно восьмидесятых годов. Были также просмотрены космические снимки с yandex.ru, довоенная карта - с http://forum.relicvia.ru/topic/17234-genshtab-rkka-1941-g/.
       
        Погода: неустойчивая. Первый день - пасмурно, прояснение к вечеру. Второй день - пасмурно, в середине дня - мелкий слабый дождь, к вечеру - прояснение. Третий день - пасмурно. Дневные температуры - 8 - 10 градусов.
       Природа:Листопад. В заброшенных садах много яблок и вполне съедобных слив, рябины и калины. Грибы - только старые. Комаров, мошки и мух нет.
        Много крупных птиц, в т.ч. тетеревов. Видел глухаря, стаю аистов (?), с водоемов взлетали утки. Есть следы работы бобров. Цветы в очень малом количестве цветут на скошенных лугах - в частности, клевер, василек луговой, тысячелистник, астра степная.
       Участвовали:1 человек.
       
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где треугольником обозначен район маршрута.
       



        5 октября, суббота
        Отъезд в 23.34 с Белорусского вокзала поездом 131 Москва-Брест. Цена плацкартного билета с бельем 608 руб. Билеты брались за полчаса до отправления. Плацкартные места на этот самый дешевый поезд из прибывающих в Смоленск утром появились в продаже примерно за сутки до отправления. До этого система "Экспресс" в течение долгого времени показывала на этот поезд только купе и СВ, зато в изобилии - в 2 раза более дорогой плацкарт (около 1200 руб.) на фирменный "Смоленск".

        6 октября, воскресенье
        В 4.54 поезд прибыл в Смоленск. После чаепития в буфете по высокому мосту над путями я перебрался на пригородный вокзал. Билет до ст. Ельня обошелся в 132 руб. В 7.15 дизель-поезд РА-2 Смоленск-Фаянсовая отправился, а в 9.37 прибыл в Ельню. Здесь он разъезжается со встречным Фаянсовая-Смоленск, при этом бригады кассиров-контролеров меняются местами.
        Задачей дня был выход к истоку Десны. В Ельне река (за счет подпора плотиной) представляет собой тихую заводь шириной 70-80 метров почти без течения. По Пролетарской - бывшей Александровской - улице (документы по истории Ельни можно посмотреть на elnarchiv.ru) я взял курс на окраину города. Вскоре Ельня осталась за спиной. Асфальтированный большак (когда-то это была дорога на Вязьму, см. smolbattle.ru) тянулся на северо-восток. Десна показалась справа. По колесному съезду я спустился к берегу. Ширина реки - около 3 метров. У моего берега лежал наполовину в воде сокрушенный, по-видимому, половодьем деревянный мостик, а на другом берегу вблизи воды стоял крест. Возможно, там находится родник.
       
       

сторона квадрата 1 км


        В высохшем тростнике около одинокой ольхи я оставил рюкзак, это избавляло от лишней ноши, но предопределяло возвращение в Ельню. Я снова зашагал по большаку. Десна скрылась где-то за ивами. Справа был съезд с дороги, пошел по нему. Дорога приблизилась к реке, пересекла небольшой лесок и снова вышла в поле, на котором виднелась телефонная кабинка (проверил-гудок есть). Открылся вид на Десну и перекинутый через нее железный настил, а на противоположном берегу - двор одного из домов деревни Прилепы (фото). Из залива Десны выбирались гуси.
        Я вернулся на большак и уже через несколько минут входил в жилую деревню Ярославль (11.30). Десна здесь перегорожена плотиной, и в сливе отчетливо видно, что, несмотря на сплошь дождливый сентябрь, расход воды вряд ли превышает несколько литров в секунду. Исторически д. Ярославль занимала значительную площадь и сохранила ее до сих пор, но многие дома и участки пустуют, поэтому обитаемое жилье оказалось разрознено. Это относится почти ко всем пройденным жилым деревням.
        На взгорке у северного края деревни стояло заброшенное каменное здание, а вокруг - ульи. Основная щебеночная дорога взяла круто вправо, уходя в другую часть деревни, прямо пошла грунтовка, оставляя заброшенное здание справа. Пока я разбирался с этой развилкой, подбежала такса (можно назвать ее Найдой), виляя хвостом. Я угостил ее печеньем и двинулся вперед по грунтовке, она последовала за мной. Никакие попытки отогнать ее успеха не имели. В 12.09 мы вошли в ур. Юрьево (сохранился сад со сладкими яблоками). Справа подошла другая дорога (идет с восточной окраины Ярославля). Еще несколько минут, и в 12.29 мы вышли к переезду через Десну - река здесь заключена в трубу. Вода стояла, но никакого течения заметно не было. *По личным наблюдениям в августе 2001 года русло в этом месте вообще было сухое*.
        На другом берегу на взгорке в отдалении - остатки железобетонного строения - стены и стропила. Для начала я решил продвинуться прямо, в сторону Макарово. В 12.45 мы достигли южного берега большего из 2-х показанных на карте озер, в 13.00 - северного. От д. Макарово остался лишь небольшой сад. Дорога идет дальше, очевидно - в Дядищево.
        Мы двинулись назад и перед Десной свернули на восток на травяную "дочку" нашей материнской дороги. Идея была в максимальном продвижении к истоку по проходимой местности. Однако вскоре "дочка" закруглилась к северу, вошла в лес, справа показался осушительный канал. Канал мы перешли, затем еще один...
        Отставшая Найда громким лаем звала, наверно, к какой-то добыче...Лай удалялся и стих. Я наткнулся на колесный след, вышел к другому следу - он вел к небольшой вырубке, тут вроде бы потерянная собака вдруг выскочила из кустов...Закруглив траекторию через поле, мы вышли к южному берегу Десны недалеко от ЛЭП. Таким образом, какой-то из перейденных каналов и был спрямленной Десной. Исковеркано русло было и здесь, около ЛЭП. Пытаясь разобраться, где все-таки русло, а где канал, я набрел на могилу прямо на берегу (фото). 6 железных синих столбиков соединены цепью, внутри - холмик с крестом, лежит стаканчик... Наверно, только бывшие жители Юрьева могли бы рассказать про эту могилу. Она находится на южном берегу Десны, примерно в 200 шагах восточнее ЛЭП близ ур. Юрьево.
        В 15.23 мы вторично пересекли "трубу" в сторону ур. Макарово. Помимо "дочки" на восток чуть дальше есть "дочка" и на северо-запад. Пройдя по ней около километра и не найдя ничего интересного, мы вернулись к "трубе", поднялись к ур. Юрьево. Рядом с примыканием дороги с восточной окраины Ярославля к нашему проселку обнаружилось еще и примыкание грунтовки, пришедшей с северо-востока. Можно было предположить, что это обозначенная на карте пунктиром дорога на Голубев Мох. Мы свернули на нее и вскоре (16.15) оказались около Десны выше обследованного недавно участка. Дорога ушла правей, мы двинулись вдоль русла. Река здесь течет в естественных берегах. Чуть дальше, правда, она снова превратилось в канал. Мы взяли вправо, вышли на нашу дорогу, которая как раз в этом месте завершалась петлей. Я с удивлением понял, что уже был здесь - после перехода двух каналов и потери Найды. Пришлось посетить еще раз и примыкание слева с вырубленной поляны. Таким образом, дорога оборвалась, а мы взяли курс назад на Ярославль. По пути навстречу попалась "буханка" (кажется, ее мы видели издалека незадолго до этого проезжающей в противоположном направлении).
        По-видимому, условным истоком Десны сейчас можно было бы считать ее исток до начала торфоразработок на болоте Голубев Мох. Хорошее описание района истока можно прочитать на www.zapoved.net. Кроме того, на сайте департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (http://www.admin-smolensk.ru/~prirod/), а также на http://odnoklassniki.ru/yelnya/album/47227598340149/275449827637 можно посмотреть фото стелы на истоке Десны (копия фото по второй ссылке есть ниже в разделе "Иллюстрации"). К сожалению, точное местоположение стелы не указано. В начале августа 2014 году все же добраться до нее удалось. Самый удобный путь при отсутствии своего транспорта такой: доехать до о.п. Колошино (следующая остановка после Ельни при движении от Смоленска), по грунтовой дорожке дойти до большака Ельня-Пронино (примерно 300 метров) и сразу же выйти на асфальтированную дорогу в Ивано-Гудино (отходит от большака в северо-восточном направлении). Примерно через километр слева будет кладбище, за ним свернуть на грунтовку, которая сначала забирает влево, но, выйдя на возвышенность, круто поворачивает на северо-запад. После полей и перелесков дорога входит в лес, преобладающей породой становится ель (по-видимому, посадки) и вскоре справа на небольшом, когда-то очищенном от деревьев, но сейчас зарастающем порослью участке, вырисовываются 2 объекта - бетонная плита с надписью "ИСТОК РЕКИ ДЕСНА" и железная беседка с провалившейся крышей. Навигатор при этом показывает 54°35,34' СШ и 33°17,44' ВД. От большака Ельня-Пронино до этого места около 50 минут хода. Если не ограничиваться достижением стелы, а идти по дороге дальше, то, скорее всего, можно попасть в ур. Юрьево.
        В Ярославле мне с некоторым трудом удалось оторваться от Найды. На вокзал Ельни прибыл в 19.15. В 19.26 я сел на поезд Смоленск-Фаянсовая, а в 19.52 вышел на месте ночевки - в поселке Коробец. За день пройден 31 км.

        Через год после описываемой поездки возникла идея посетить места к северу от д. Ярославль (безотносительно к поискам истока Десны), которую удалось осуществить лишь в феврале 2017 года. Проведя ночь 15/16 февраля в комнате отдыха смоленского вокзала (одноместный номер на 12 часов - 800 руб), в 7.47 я отбыл на поезде Смоленск-Фаянсовая, который прибыл в Ельню в 9.47. У вокзала стояло несколько машин, у двух на крыше маячил знак такси.
       -Тебе куда?
        -В Богородицкое. Сколько стоит?
        -Садись, все нормально.
        В салоне водитель извлек потрепанный прейскурант. Цена поездки в Богородицкое значилась 250 рублей. Дорогу явно регулярно чистили и посыпали песком, но все же асфальт был покрыт тонким слоем обледеневшего снега.
        Распрощавшись с таксистом на въезде в Богородицкое, я взял на всякий случай его телефон, хотя планировалось возвращаться на автобусе кольцевого маршрута Ельня-Пронино-Ивано-Гудино-Добрушино-Ивано-Гудино-Богородицкое-Гаристово-Хлысты-Ельня, который в ходу только по четвергам.
       Дойдя до перекрестка на краю села, я свернул направо - в сторону деревни Ивано-Гудино (когда-то Иваново-Гудино); в разговорной речи - "Гудино". Состояние дорожного покрытия не изменилось - та же посыпанная песком наледь, из которой местами проглядывал потрескавшийся асфальт. Вскоре справа показался съезд к д. Топорово, который держал под полным контролем белый пес, оглашая окрестности злобным лаем. Сотней метров дальше в сторону деревни с дороги пошла лыжня, по которой я и добрался до осевой улицы Топорова. Затем я свернул налево и, пройдя пол-деревни, снова выбрался на большак. Некоторые дома деревни обитаемы, но ни одного человека так и не повстречалось.
        Вскоре позади осталась жилая деревня Кузнецово. Следующая деревня - Дядищево - судя по карте расположена по обоим берегам реки Усии. Съезд был обозначен бетонными столбиками. Деревни видно не было, дорога повернула раз, другой... и на пригорке в отдалении показался дом, а чуть ближе, перекрыв все проезжее пространство между сугробами, замерла припорошенная снегом иномарка. Не смея вторгаться в границы владения, я вернулся на большак. Немного дальше слева возникла заснеженная возвышенность, вверх, как мне показалось, поднималась засыпанная снегом дорога. Стараясь попадать в следы какого-то зверя, я почти достиг вершины, слева в березовой роще было кладбище (фото).
        Я продолжил движение в Ивано-Гудино. Далеко слева виднелся дом, но что это - Дядищево или Жидкое, решить было сложно. В 12.40 позади остался входной указатель Ивано-Гудина. В середине деревни - развилка на Добрушино и Пронино, здесь я уточнил у старика, где останавливается автобус(никаких знаков не было). Поблизости от перекрестка находится контора ООО "Кузнецовское" и магазин. Оставалось еще порядочно времени, и я, после некоторых колебаний, решил двигаться навстречу автобусу - в сторону д. Холмец. Пройдя мост через Усию, углубился в отдаленную часть Ивано-Гудина, надеясь увидеть в отдалении д. Федорово, но никакой дороги туда не пошло... Дорожка вышла на окраину, оставляя дома справа. Впереди заливисто залаяла дворняжка, похожая на таксу. По мере моего приближения она отбегала, но у незримой границы своих владений села столбиком посреди дороги, показывая, что дальше идти нельзя. Но мне назад возвращаться было не с руки - пришлось обойти отважного сторожа. Как оказалось, дорожка вела в чей-то двор... Я прошел в пяти метрах от мужика, возившегося с дровами, чем немало его удивил. Возвращаться на большак пришлось по заснеженному полю.
        Минут через 20 я уже входил в деревню Холмец. Слева в полях виднелись приземистые длинные здания вроде коровников и рядом импортный джип. Ближайшие к большаку дома деревни зимой необитаемы, но из трубы какой-то хаты в глубине, как мне показалось, шел дым. Остановка автобуса никак не обозначена. Потрепанная желтая "Газель" показалась на пригорке со стороны Пронина примерно в 14.35. Я стал третьим пассажиром. В Добрушине двое (наверно, муж и жена) сошли. В Ивано-Гудине сели две женщины. На протяжении всего остального пути автобуса никто не ждал... В 15.13 я вышел в Хлыстах (на шоссе Ельня - Дорогобуж). Здесь планировалось пересесть на автобус Ельня-Сафоново, отправляющийся из Ельни приблизительно в 15.30. "ПАЗик" появился в 15.48, пассажиров было 4-5 человек. В 17.10 мы въехали на автостанцию Сафоново. Автобус на Москву ушел в 16.50, следующие шли в ночь, поэтому надо было перебазироваться на ж.д. вокзал (около 100 метров вниз по дороге).
        Электричка на Вязьму должна была отправиться в 18.02, но было очевидно, что лучше дождаться "Ласточки" Смоленск-Москва (отправление из Сафонова 20.27, прибытие в Москву - в 23.34). Билет обошелся в 460 рублей. В 18.41 на станции на 2 минуты остановился пятивагонный состав Смоленск-Санкт-Петербург. Напротив, подлетевшая "Ласточка" состояла аж из десяти вагонов. В 23.34 она прибыла на Белорусский вокзал столицы.

        7 октября, понедельник
        В 8.51, прихватив полугоночный велосипед "Спутник" Харьковского велосипедного завода, я сел на поезд Фаянсовая-Смоленск и в 9.05 вышел на пл. Колошино, обновленной, видимо, в этом году (заменены бетонные плиты, поставлено ограждение, установлен щит с расписанием). Билет обошелся в 16 руб. 50 коп.
        Вчерашняя попытка проникнуть на болото Голубев Мох с запада не имела особого успеха, сегодня можно было попробовать с востока. Кроме того, что упомянутое болото является истоком Десны, оно замечательно тем, что лежит на водоразделе Черного и Каспийского морей - Десна принадлежит бассейну Днепра, а река Ключевка, берущая начало на восточном краю болота - бассейну Волги.
        На километровой карте 1979 года издания показана разобранная узкоколейка от разъезда (теперь второй путь снят) Колошино к торфоразработкам. Краткие сведения об этой УЖД (без указания источника) можно найти в книге "Ельня" В.С. Орлова и А.В. Чернобаева (Смоленск, 1955), полностью книгу можно почитать на на elnarchiv.ru. Цитирую, сохраняя орфографию оригинала: "В 1936 году начато было освоение крупного торфяного болота "Голубев мох" (общая площадь свыше 650 гектаров, запас торфа-сырца около 15 миллионов кубометров). В последнее время перед войной промышленная добыча торфа составила здесь до 14 тысяч тонн воздушно-сухого торфа в год, предназначавшегося главным образом для промышленности города Ельни и областного центра Смоленска. Чтобы облегчить и удешевить доставку торфа к линии железнодорожной магистрали, колхозники Ельнинского района пришли на помощь торфяникам и летом 1941 года (до начала войны) коллективным методом построили в течение короткого времени железнодорожную ветку от торфопредприятия до разъезда Колошино." Чуть дальше в книге "Ельня" говорится и о восстановлении торфодобычи после войны. Заметим, что в ельнинской районной газете "Знамя" от 11 ноября 1940 года сообщается о начале строительства УЖД, а в номере от 15.12.1940 о его окончании (см. elnarchiv.ru/vsegaz.html). Таким образом, книга и газеты дают разные даты строительства, большего доверия, несомненно, заслуживают сведенья из газеты "Знамя".
       Около железной дороги я следов узкоколейки не нашел. Но с большака Ельня-Коробец, который проходит в 200 метрах севернее ЖД, на поле просматривался возвышенный ряд деревьев и кустов, вытянутый к северу. Это и оказалась насыпь бывшей УЖД. Оставив велосипед, я пошел в сторону болота. Местами насыпь сменятся выемками. Все поросло высокой травой. Возможно, поэтому не видел ни одного костыля, остатков шпал и т.п. Были замечены, правда, обломки ирригационных труб. В 11.09 путь пересекла поперечная насыпь с натоптанной тропой, а материнская насыпь вроде оборвалась (на самом деле, судя по карте, УЖД шла и дальше). Я свернул налево, пересек осушительный канал по березовым кладкам (фото). Справа и слево раскинулось болото с рядами длинных торфяных гряд - видимо, такие следы оставляет добыча торфа. Не слишком многочисленные ягодники (брусника, голубика, клюква) и низкие сосенки с березами произрастают именно на грядах, межгрядные топкие борозды заняты сфагнумом и болотной травой. Насыпь перешла второй канал и исчезла, тропа тоже, закончилось и болото. Я повернул назад. Тропа вывела к жилой деревне Голубев Мох. Там-сям - несколько заброшенных кирпичных строений. Водонапорная башня с гнездом аистов. Торчит телефонная кабина (зуммера, кажется, не было). Я прошел вправо - там на пригорке стоял жилой дом, навстречу с лаем выбежал пес. Левее тоже были видны дома. Я решил, что слева - это д. Мелехово. Со стороны болота к дороге Пронино - Ивано-Гудино проследовали 4 человека - судя по всему, возвращались со сбора ягод. Я тоже пошел к дороге, но заметил справа параллельную большаку грунтовку и проделал по ней весь путь обратно к началу насыпи. По пути я посетил кладбище д. Пронино (так называется селение, получившееся после слияния двух соседних деревень - Пронино и Коноплянки). Около поворота с большака на кладбище я заметил свежеустановленную мраморную плиту о гибели на этом месте красноармейца в 1943 (?) году.
        Затем прокатился по Пронину, со мной поздоровался бредущий с уроков школьник... В 14.25 я взял курс по большаку Пронино-Ивано-Гудино на север, по левую руку миновал уже знакомую д. Голубев Мох, осмотрел трубы, по которым под дорогой на пути из болота в Пронино должна течь Ключевка (но не было никакого течения), проехал Взглядье, где среди запустения увидел-таки крупное хозяйство с несколькими машинами и хозяйственными постройками. В 15.30 показалась лежащая примерно в километре правее дороги деревня Щелкино. Дорогу в трубе пересекает исток речки Теремшени, но течения я не заметил, русло заросло осокой. По петляющему проселку я достиг северо-западной части Щелкина. Один дом - кирпичный - жилой - (на цепи сидит собака), еще один дом, видимо, посещается (скошена трава), третий весь зарос. Теремшеню перегораживает плотина, образовался пруд.
        Дальнейший путь лежал на северо-восток, к Жабью. Изрядно заросшая грунтовка оставила справа Щелкинское кладбище, потом слева - кладбище, относящееся к Жабью и Алексеевке... Иногда ехать было тяжело, приходилось спешиваться. В 16.40 показалось ур. Жабье. На большом пространстве много полуразрушенных каменных построек. Река Жабинка заросла великолепными старыми ракитами, уже облетевшими, имеются остатки мостика через речку. На южной окраине еще не до конца развалился деревянный дом - стоят стены, сохранилась часть потолка (крыша проломлена упавшим деревом). Потолок обклеен газетами, на одной нашел дату выпуска - 6 августа 1991 г.
        Оставив велосипед, пошел вверх по Жабинке - в сторону ур. Алексеевка. Речка течет в сравнительно крутых и высоких берегах. Примерно на полпути к Алексеевке заметил подведенную с обеих сторон к руслу высокую насыпь - как будто здесь был мост... Но на карте на это нет никаких намеков. Достижение искомого урочища зафиксировал по крутому повороту Жабинки на север. Никаких следов бывшего жилья и дорог здесь не осталось.
        В 18.05 я вернулся к оставленному велосипеду и решил еще немного продвинуться вперед по приведшей меня сюда дороге. Буквально через несколько десятков метров дорога (точнее-колесный след на примятой траве, но местами проявлялась и старая колея) повернула на юг в сторону Семенково...
        Только через 3 года, в сентябре 2016 удалось посетить местность к северу от д. Жабье. 10 сентября 2016 г. в 23.54 поездом Москва-Смоленск я отбыл до станции Сафоново. Самый дешевый билет - место 38 плацкартного вагона обошелся в 684 руб. В 4.49 я вышел в пункте своего назначения, а в 5.30 отправился единственным пассажиром на автобусе с Сафоновской автостанции до Дорогобужа. Билет (65 руб.) надо брать у водителя (касса в 5.30 только открывается). Около 6 утра я вышел в Дорогобуже на остановке рядом с кассами продажи билетов на Москву. Автостанции в городе нет, поэтому ждать автобуса на Мархоткино (7.35) пришлось тут же на остановке. ПАЗ ИП Шанкеев И.В. в 8.35 доставил меня в Мархоткино (45 руб.). Я двинулся на юго-запад подходящими грунтовыми дорогами. Лишь последний километр перед Усией пришлось проделать по некошеному лугу.
       Около 11 утра я перешел по упавшей раките Усию (глубина на взгляд около метра) около ур. Прихабы, тем самым преодолев границу Дорогобужского и Ельнинского районов. На другом берегу раньше стояла деревня Савостьяново. Сохранилось несколько брошенных домов. Судя по старым газетам и календарям, еще в 2012 здесь жили люди. Посреди деревни - на вид новый глубокий колодец, с южного края - еще один. Яблони обильно плодоносят. Из середины деревни выходит дорога - я двинулся по ней и вскоре она влилась в более наезженную травяную грунтовку (фото) с общим направлением на ур. Покровское. Дорога идет лугами. Заросший поворот на Покровское я проскочил и вскоре впереди открылось обширное скошенное поле с сенными рулонами (фото). Расположенное на возвышенности Покровское, наверно, было красивым селом, да и сейчас роща на его месте сохраняет таинственное обаяние времени... В середине урочища устояла стена какой-то кирпичной постройки... Направившись по дороге Покровское-Шестаки, я оставил слева кладбище и заросшие травой остатки руин разрушенной в войну церкви села Устье (так когда-то называлось Покровское).
        Бывшие улицы Шестаков обрисованы вереницами старых лип... Замечено множество электропор без проводов...и лишь один брошенный дом - на юго-восточном краю бывшей деревни. Дорога из Покровского после Шестаков шла дальше в сторону Жабья, но я решил вернуться в Савостьяново, для чего пришлось преодолеть около 500 метров нехоженого луга и кустов до Савостьяновской дороги. С южной половины Савостьянова начинается дорога на юго-запад, которая, возможно, ведет в Жабье. Я же покинул деревню в юго-восточном направлении, перешел Жабинку и двинулся в сторону Жабья вдоль правого берега реки. К счастью, здесь был колесный след по старой заросшей высокой травой дороге, связанный, по-видимому, с охотничьими вышками, которых я видел вдоль пути три штуки. Около 16.00 я вышел на окраину Жабья и уже знакомой по 2013 году дорогой направился через урочища Семенково, Брынь и Шупарню в п. Коробец.
       
       
        ...Ехать на велосипеде было невозможно. Довольно долго все было довольно хорошо, потом след кончился. Заметная насыпь позволяла удерживать нужное направление, хотя протаскивать велосипед через высохшую высокую траву стало труднее. В конце концов впереди в опускающихся сумерках замаячили ракиты и ивы, означающие приближение к текущей в поперечном направлении р. Теремшене. Все признаки дороги исчезли, но мне показалось, что перед этим исчезновением она успела раздвоиться. Я взял правей, с огромным трудом долго тащил велосипед по кустам и старицам и увидел наконец русло шириной метра 3, до краев наполненное водой. Оставалось лишь пробиваться вверх по течению, и действительно - полноводность речки убывала на глазах - возможно, уровень воды был повышен бобровой плотиной. Но переходить вброд не пришлось - встретился мост - десяток длинных и ровных старых обтесанных бревен, соединенных скобами. Никаких дорог видно не было. Какое-то время пробирался на юг. Потом, решив, что дороги, подходящие к ур. Брынь с юга, находятся теперь западнее меня, взял курс на запад. Небо с той стороны было слегка подсвечено (Взглядье?). После примерно часа хода по полю с высокой травой, понял, что промахнулся, и надо было брать влево, на восток. Кроме того, путь преградил кустарник, продраться через который в кромешной тьме с велосипедом было невозможно. Сменив направление на юго-восток, я вскоре ногами нащупал грунтовку, которая вывела к концу тупикового асфальта от Шупарни (21.36). Возможно, когда-то тянули дорогу на Жабье, и этот асфальт, и насыпь от Жабья - памятники одной незавершенной стройки...
        В июле 2014 г. (15.07.14) удалось повторно исследовать смычку дорог Жабье - Семенково и Семенково - Шупарня. Как выяснилось, после моста через Теремшеню заросшая насыпь продолжается несколько сотен метров, а затем резко обрывается. Но если продолжать движение в том же направлении, то через 200-300 метров достигается тупиковый асфальт до Шупарни. Свернув в октябре 2013 слишком резко на запад, я проскочил мимо дороги.
        В августе (2.08) 2014 года я зашел и собственно в Шупарню, где, кроме развалившихся кирпичных хозпостроек не осталось ни одного дома (см. фото ур. Шупарня), а также в соседнюю жилую деревню Подлипки - с северной стороны Ключевки стоят 2 обитаемые хаты, есть ли жизнь на другом берегу реки, проверить не довелось. От Подлипок отходило 2 колесных следа - один, перейдя Ключевку, направился в сторону д. Стайки, другой устремился на север, к лесу. Оба эти следа имеют соответствия на карте, но дороги на ур. Медвежье, также обозначенную на карте, я не увидел. Стоило попробовать добраться до Медвежья с другой стороны...
        ...В октябре (12.10) 2016 г. я свернул с большака Ельня - Коробец в сторону д. Стайки, по плотине рядом с кладбищем перешел Ключевку и направился по зарастающим полям в ур. Медвежье, которого достиг около 5 вечера. Перед выходом в урочище пришлось преодолеть заросший ракитами ручей, затем наткнулся на колесный след (квадроцикл ?), который привел к одной из яблонь... Метрах в 50-и виднелась верхушка военного обелиска. Высокие высохшие стебли сорняков густо обступили памятник. Вытоптав эти стебли внутри ограды, я обнаружил давнишнюю банку из-под краски и кисть - когда-то памятник удостоился ухода в последний раз... В 2001 году я уже проходил здесь по дороге из Селешни на Шупарню, теперь же дороги нет, и в ур. Шупарню следует идти по лугам вдоль ЛЭП, после оврага вскоре покажутся Подлипки.

       
       
        ...Примерно через час напряженной езды вслепую показались предместья поселка Коробец. Внезапно слева возник мотоцикл и мужик рядом с ним.
        -Земель, у тебя есть чем посветить?
       Я включил фонарик мобильного телефона. Пьяный мотоциклист пытался накинуть провод на клемму аккумулятора. Но, кажется, более всего водителя интересовал не ремонт железного коня, а моя персона.
        -Ты откуда едешь?
        -Оттуда, - я махнул рукой.
        -Понятно, что оттуда, откуда? - хмыкнул мужик.
        -Из Пронина.
        -Пронино не там.
        -Из Шупарни.
        -Шупарня не там.
        -Шупарня как раз там.
        Мужик продолжал возиться с проводами, вспыхнуло пламя и пошел дым.
        -Что же я не так соединил?...Все-таки откуда ты такой? Куда едешь?
        -Попробуй завести, - поторопил я, мужик безрезультатно повернул ключ.
        -Куда едешь?
        -Ехать еще далеко. Может, откатить его под фонарь (фонарь был метрах в 50)? Водитель не одобрил эту идею и что-то пробормотал, похоже, не знал, что делать дальше... Не прощаясь, я поехал к месту ночевки. Всего пешком и на велосипеде преодолено 43 км.
       

сторона квадрата 1 км; синим, красным и фиолетовым показаны маршруты соответственно 6, 7 и 8 октября,
красное пятно - примерное расположение стелы "Исток Десны", зеленым - начало маршрута 11.09.2016 (до д. Жабье)


       

        8 октября, вторник
        Как и накануне, в 9.05 прибыл на Колошино с велосипедом и поехал в д. Мелехово. Вчера я забыл глянуть, что из себя представляет речка Ключевка в том месте, где она разделяет деревни Голубев Мох и Мелехово. Я увидел заметное (правда, заросшее травами) сухое русло, которое в трубе проходит под связывающей 2 деревни грунтовкой.
        По большаку Пронино - Ивано-Гудино поехал на север в поисках отходящей влево дороги на Вараксино. Оказалось, что эта дорога начинается в момент крутого поворота материнской дороги направо. (В атласе это ответвление происходит за сотни метров до этого поворота). Раскисший глинистый проселок оставил слева старое кладбище и устремился дальше. Чтобы попасть в Вараксино, надо перед маленьким озерцом свернуть вправо. Бывшая деревня начинается на пригорке и спускается вниз. Много полуразрушенных каменных построек. В садах и разросшихся деревьях утопают несколько разваливающихся домов. Когда-то Вараксино было центром сельсовета... Дороги в ур. Красное, к северу, я не нашел (это удалось сделать 3 июня 2016 года, см. фото) и сначала коровьей тропой, потом грунтовкой вышел прямо в середину д. Взглядье. Появилась возможность повнимательней рассмотреть то, что я вчера мельком видел с большака. Когда-то Взглядье готовили к экономическому рывку - длинными рядами выстроились коттеджи силикатного кирпича, которые, кажется, так и остались незаселенными. Есть отдельное здание библиотеки - "работает с 9 до 17", вид, однако, заброшенный, а на двери - амбарный замок. Впрочем, было как раз заявленное время обеденного перерыва (13-14), и не исключено, что библиотека все же функционирует. Неухоженный вид и у памятника участникам ВОВ (фото). Мой путь лежал дальше на север. Вскоре, натужно ревя мотором, меня обошел ГАЗ-66. Вновь я увидел его, катясь под горку к жилой д. Холмец - от машины доносились звуки гармошки, которые, видимо, и привлекли 2-3 человек. Задние створки кузова были открыты, внутри стояла женщина со связкой чего-то вкусного, объясняя: "Это шпикачки". Мужик затрапезного вида успел с кем-то поругаться и матерился. Сгорбленная старушка крикнула: "Дай ей работать-то". Доехав до конца деревни, я развернулся назад. Старушка уже ковыляла домой, у мужика зазвонил телефон, и он начал с кем-то громогласно разговаривать...
        На выезде из деревни слева стоит обелиск участникам ВОВ (фото).
        Около 14.00 я в третий раз за последние 2 дня проезжал Взглядье. Навстречу ехала желтая "Газель" с надписью "дети". Лихо развернувшись, водитель высадил трех младших школьников и умчался. Дети принялись глазеть на необычного велосипедиста в штормовом костюме. Девочка выпалила "Вы кто?". Я не нашелся, что ответить. Примерно в середине Взглядья я свернул с большака влево - в полном соответствии с атласом здесь отходит дорога на Селешню. В 14.20 я подъехал к северной окраине жилой деревни. В крайнем доме виднеется пасека. Имеется огороженное проводом пастбище с надписью что-то вроде "осторожно, пропущен ток".
        Согласно карте, Селешня является транспортным узлом, находясь на перекрестке дорог в Медвежье-Шупарню, Стайки, Пронино и Взглядье...Действительно, множество дорог разбегалось по окрестным полям, и их изучение требовало более времени, чем было у меня.
       
        Я вернулся во Взглядье, доехал до Голубева Мха и свернул на замеченную вчера прямую (через поле) дорогу на Пронино. Очень быстро приехал на хозяйственный двор с разной техникой и коровьим загоном. Залаяли собаки. Людей не было. Прохода на большак не было видно, а лезть без спроса дворами показалось не самой удачной идеей. Пришлось вернуться на грунтовку и искать пути обхода деревни. Но обхода не нашлось, и пришлось пробираться через поля, вспугивая целые стаи птиц. Пойма Ключевки заросла кустами, перейти удалось с велосипедом на плече по упавшему дереву. Обнаружились следы бобровых погрызов, хотя до довольно оживленной дороги Ельня-Коробец всего метров 150. Проехав пару километров в сторону Коробца, я завернул влево (знак примыкания дороги) к д. Стайки. Есть несколько жилых домов.
        Переезд железной дороги пересек в 17.15, в 17.42 проехал мост над Угрой и около 18.00 прибыл к месту назначения.
        В 19.43 дизель поезд РА-2 отправился в Смоленск. За 745 руб. был куплен билет в плацкартный вагон поезда 40 Полоцк-Москва, отправление в 23.58. (Дешевле - 608 руб. можно было уехать на поезде 26 Минск-Москва, отправление в в 0.10). За день преодолено 42 км.

        9 октября, среда
        В 5.49 поезд прибыл на Белорусский вокзал.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не пройдена полностью дорога Ельня-Дядищево
        2. Не исследованы урочища Брынь и Семенково
        3. Не исследованы дороги от д. Селешня.
       
Иллюстрации:

поезд Смоленск-Фаянсовая разъезжается со встречным Фаянсовая-Смоленск на ст. Ельня
поезд Смоленск-Фаянсовая разъезжается со встречным Фаянсовая-Смоленск на ст. Ельня


Ельня. Церковь Илии Пророка
Ельня. Церковь Илии Пророка


Ельня. Пешеходный мост через Десну
Ельня. Пешеходный мост через Десну


Ельня. Десна после плотины, снимок 12.10.2016
Ельня. Десна после плотины, снимок 12.10.2016


Ельня. Ул. Пролетарская (бывшая Александровская)
Ельня. Ул. Пролетарская (бывшая Александровская)


Десна между Ельней и Прилепами
Десна между Ельней и Прилепами


Дорога в Прилепы
Дорога в Прилепы


д. Прилепы. Мост через Десну
д. Прилепы. Мост через Десну


въезд в д. Ярославль
въезд в д. Ярославль


Десна в Ярославле (выше плотины)
Десна в Ярославле (выше плотины)


дорога на Юрьево
дорога на Юрьево


ур. Юрьево. Дороги из разных частей д. Ярославль
ур. Юрьево. Дороги из разных частей д. Ярославль


дорога Ельня - Дядищево пересекает Десну в районе ур. Юрьево
дорога Ельня - Дядищево пересекает Десну в районе ур. Юрьево


дорога Ельня - Дядищево пересекает Десну в районе ур. Юрьево, снимок 13.12.2014
дорога Ельня - Дядищево пересекает Десну в районе ур. Юрьево, снимок 13.12.2014


озеро у ур. Макарово
озеро у ур. Макарово


безымянная могила рядом с Десной (см. текст)
безымянная могила рядом с Десной (см. текст)


путь к истоку Десны из ур. Юрьево
путь к истоку Десны из ур. Юрьево


Десна выше ур. Юрьево
Десна выше ур. Юрьево


русло превратилось в канал
русло превратилось в канал


Обелиск у условного истока Десны.
Фото с http://odnoklassniki.ru/yelnya/album/47227598340149/275449827637



дорога рядом со стелой "Исток Десны", снимок 02.08.14
дорога рядом со стелой


снова у Ельни. Десна и крест на другой стороне
снова у Ельни. Десна и крест на другой стороне


Ельня. Спортзал
Ельня. Спортзал


Ельня. Дом
Ельня. Дом


Богородицкое, вид с востока
Богородицкое, вид с востока


д. Топорово
д. Топорово


дорога Богородицкое-Кузнецово
дорога Богородицкое-Кузнецово


Кузнецово
Кузнецово


кладбище севернее Дядищева
кладбище севернее Дядищева


дорога Кузнецово-Ивано-Гудино севернее Дядищева
дорога Кузнецово-Ивано-Гудино севернее Дядищева


вид на долину Усии в районе д. Дядищево
вид на долину Усии в районе д. Дядищево


мост через р. Усию в Ивано-Гудине
>мост через р. Усию в Ивано-Гудине


вид на южную часть Ивано-Гудина
вид на южную часть Ивано-Гудина


дорога из Ивано-Гудина входит в д. Холмец
дорога из Ивано-Гудина входит в д. Холмец


д. Холмец
д. Холмец


обелиск в д. Холмец
обелиск в д. Холмец


о.п. Коробец. Посадка в поезд Фаянсовая - Смоленск
о.п. Коробец. Посадка в поезд Фаянсовая - Смоленск


начало насыпи бывшей УЖД Колошино - Голубев Мох
начало насыпи бывшей УЖД Колошино - Голубев Мох


выемка бывшей УЖД Колошино - Голубев Мох
выемка бывшей УЖД Колошино - Голубев Мох


бывшая УЖД Колошино - Голубев Мох
бывшая УЖД Колошино - Голубев Мох


остатки ирригационных труб рядом с болотом Голубев Мох
остатки ирригационных труб рядом с болотом Голубев Мох


тропа по насыпи бывшей УЖД вглубь болота
тропа по насыпи бывшей УЖД вглубь болота


болото Голубев Мох
болото Голубев Мох


дорога в д. Голубев Мох со стороны болота
дорога в д. Голубев Мох со стороны болота


жилой дом в д. Голубев Мох
жилой дом в д. Голубев Мох


Астра степная
астра степная




р. Ключевка под большаком Пронино - Ивано-Гудино
р. Ключевка под большаком Пронино - Ивано-Гудино


дорога Мелехово - Пронино
дорога Мелехово - Пронино


дорога Пронино - Ивано-Гудино
дорога Пронино - Ивано-Гудино


вид от поворота на Щелкино в сторону Взглядья
вид от поворота на Щелкино в сторону Взглядья


западная окраина д. Щелкино
западная окраина д. Щелкино


река Теремшеня. Плотина
река Теремшеня. Плотина


дорога Щелкино-Жабье
дорога Щелкино-Жабье


кладбище слева от дороги Щелкино-Жабье
кладбище слева от дороги Щелкино-Жабье


дорога из Щелкина подходит к ур. Жабье
дорога из Щелкина подходит к ур. Жабье


ур. Жабье
ур. Жабье


р. Жабинка
р. Жабинка


расписание ПАТП Шанкеев И.П., снимок 11.09.2016
расписание ПАТП Шанкеев И.П., снимок 11.09.2016


ур. Прихабы, снимок 11.09.2016
ур. Прихабы, снимок 11.09.2016


р. Усия между бывшей д. Савостьяново и ур. Прихабы, снимок 11.09.2016
р. Усия между бывшей д. Савостьяново и ур. Прихабы, снимок 11.09.2016


брошенный дом в северном конце д. Савостьяново, снимок 11.09.2016
брошенный дом в западном конце д. Савостьяново, снимок 11.09.2016


дорога из Савостьянова на северо-запад, снимок 11.09.2016
дорога из Савостьянова на север, снимок 11.09.2016


поле близ ур. Покровское, снимок 11.09.2016
поле близ ур. Покровское, снимок 11.09.2016


ур. Покровское, снимок 11.09.2016
ур. Покровское, снимок 11.09.2016


остатки постройки в ур. Покровском, снимок 11.09.2016
остатки постройки в ур. Покровском, снимок 11.09.2016


здесь была церковь села Покровское, снимок 11.09.2016
здесь была церковь села Покровское, снимок 11.09.2016


кладбище близ ур. Покровское, снимок 11.09.2016
кладбище близ ур. Покровское, снимок 11.09.2016


восточный край д. Шестаки, брошенный дом, снимок 11.09.2016
восточный край д. Шестаки, брошенный дом, снимок 11.09.2016


восточный край д. Шестаки, снимок 11.09.2016
восточный край д. Шестаки, снимок 11.09.2016


южный край д. Савостьяново, брошенные дома, снимок 11.09.2016
восточный край д. Савостьяново, брошенные дома, снимок 11.09.2016


дорога на Семенково
дорога на Семенково


дорога на Семенково
дорога на Семенково


р. Теремшеня
р. Теремшеня


мост через р. Теремшеню, снимок 15.07.14
мост через р. Теремшеню, снимок 15.07.14


вид на долину р. Теремшени около ур. Брынь, снимок 15.07.14
вид на долину р. Теремшени около ур. Брынь, снимок 15.07.14


ур. Семенково. Дом, снимок 15.07.14
ур. Семенково. Дом, снимок 15.07.14


руины скотного двора(?) между ур. Брынь и Семенково, снимок 15.07.14
руины скотного двора(?) между ур. Брынь и Семенково, снимок 15.07.14


дорога ур. Брынь - Шупарня, снимок 15.07.14
дорога ур. Брынь - Шупарня, снимок 15.07.14


ур. Шупарня, вид с севера, снимок 03.08.14
ур. Шупарня, вид с севера, снимок 02.08.14


д. Подлипки, вид с севера, снимок 03.08.14
д. Подлипки, вид с севера, снимок 02.08.14


кладбище у д. Подлипки, снимок 12.10.16
кладбище у д. Подлипки, снимок 12.10.16


ур. Медвежье, снимок 12.10.2016
ур. Медвежье, снимок 12.10.2016


обелиск в ур. Медвежье, снимок 12.10.2016
обелиск в ур. Медвежье, снимок 12.10.2016


дорога д.Голубев Мох - д.Мелехово над р. Ключевкой
дорога д.Голубев Мох - д.Мелехово над р. Ключевкой


д. Мелехово
д. Мелехово


поворот на Вараксино с большака Пронино - Ивано-Гудино
поворот на Вараксино с большака Пронино - Ивано-Гудино


дорога на Вараксино. Слева впереди - кладбище
дорога на Вараксино. Слева впереди - кладбище


заброшенный дом и сад в Вараксине
заброшенный дом и сад в Вараксине


дорога из ур. Вараксино входит в ур. Красное, снимок 3 июня 2016 г.
дорога из ур. Вараксино входит в ур. Красное, снимок 3 июня 2016 г.


ур. Красное
ур. Красное


памятник в д. Взглядье
памятник в д. Взглядье


вид на д. Взглядье с запада, снимок 13.12.2014
вид на д. Взглядье с запада, снимок 13.12.2014


памятник около д. Холмец
памятник около д. Холмец


начало дороги Взглядье-Селешня
начало дороги Взглядье-Селешня


д. Селешня
д. Селешня


река Ключевка после Пронина
река Ключевка после Пронина


д. Стайки. Памятник
д. Стайки. Памятник


д. Стайки, кладбище, снимок 12.10.2016
д. Стайки, кладбище, снимок 12.10.2016


ж.д. переезд у о.п. Жегловка
ж.д. переезд у о.п. Жегловка


р. Угра около п. Коробец
р. Угра около п. Коробец


п. Коробец. Почта
п. Коробец. Почта