Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Баталино - Первитино (к высшей точке Валдайской возвышенности (ВТВВ).


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:28 сентября - 1 октября 2002 г. Фировский и Вышневолоцкий районы Тверской области.
       План: от ст. Баталино по бывшей узкоколейке достичь пос. Красная Заря, затем по шоссе и лесными дорогами (ориентируясь по истоку р. Белой) подойти к высшей точке Валдайской возвышенности, уехать из д. Первитино на автобусе или попутке в Вышний Волочек.
        Карты: топографическая карта Тверской области масштаба 1:200 000, состояние местности 1982-1990 гг. 1992 года издания. При написании данного отчета использовались также карты масштаба 1:100 000 (100k-o36-092, 100k-o36-093, 100k-o36-104, 100k-o36-105), которые можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения карт. Взаимное расположение квадратов карт можно посмотреть на mapstor.com. Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута.
        Погода: неустойчивая. Дневные температуры - около 10 градусов, ночью - около 5 выше нуля. Точнее можно посмотреть на http://meteo.infospace.ru. Прогноз на нынешний поход был неблагоприятный - 30-го сентября ожидался снег. Следует здесь также упомянуть об обширных лесных пожарах крайне засушливого лета и осени 2002 г. Но по ходу нашего маршрута ни пожаров, ни гарей мы не встретили.
        Сопутствующие обстоятельства: первая попытка достичь ВТВВ в мае 1995 года также с началом в Баталино была неудачной - из-за резкого похолодания (10 мая), дождя, а потом снега поход пришлось прервать. Об этом можно прочитать на другой странице нашего сайта. О достижении высшей точки Валдайской возвышенности в 2013 году можно прочитать здесь.
        Участвовали: 2 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        28 сентября, суббота
        В 00.28 поездом 16 Москва-Мурманск выехали до станции Бологое. Стоимость плацкартного билета (без белья) 171 рубль (фото см. в разделе "Иллюстрации").Билеты брались 25 сентября. Плацкартный вагон заполнен до отказа. По прибытии в Бологое (4.05) выяснилось, что нужный нам пригородный поезд Бологое-Великие Луки отправится в 8.00. (О ж.д. Бологое-Полоцк можно узнать на ticshen.narod.ru/Book14.html.).Решили немного поспать в комнате отдыха на втором (?) этаже вокзала. Двухместный номер обошелся в 50 рублей (за сколько часов платили, память не удержала). Но спать мешали постоянные объявления о прибытии и отправлении поездов.
        Пригородный поезд отправился с опозданием на 30 минут. Билеты до Баталино, проданные нам в вагоне, поразили ценой - 5 руб за билет.
       

сторона квадрата 2 км


        На станцию Баталино прибыли около 9.30. Прохладно, переменная облачность. В соответствии с картой свернули на бывшую узкоколейку (разобрана). Некоторые подробности о ней можно узнать на http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=995. Вдоль бывшей УЖД тянется тропинка, возможно из Баталина ходят в Красную Зарю (старое название - Яконово). По сторонам просеки - в основном густая молодая поросль елово-березового леса.К полудню миновали мост через реку Лонницу, от которого остался только железный остов. Было желание остановиться здесь на обед, но местность оказалась заболоченной. Чуть дальше в поперечном направлении наш путь пересекла грунтовка. Пройдя прямо еще метров 200, мы остановились в сосняке. В время чаепития слышали проехавший по грунтовке мотоцикл.
       

сторона квадрата 2 км


        После обеда быстро подошли к асфальтированному шоссе Фирово-Вышний Волочек и еще через полкилометра вышли к большому ж.д. мосту через р.Цна. Мост, судя по положенным на бывшее полотно узкоколейки доскам и бревнам, используется для пешего перехода. Примерно через 5 километров достигли поселка Красная Заря (Яконово), причем крайние дома поселка стоят прямо в лесу. Местная жительница подсказала нам дорогу на Ситниково, заодно мы
       

сторона квадрата 2 км


        узнали, что узкоколейка вела на завод. "Тару стеклянную делали - 0,5. Возили соду, песок, сульфат." В д. Ситниково дошли по асфальтированному шоссе. Прямо пошла дорога на Лужниково, а мы свернули направо, на Первитино. Примерно через 3 километра хорошей грейдерной дороги, в начинающихся сумерках, прошли расположенную на холмах красивую (и, особенно, осенью) деревню Емельянова Горка. За деревней спустились к реке Белой, прибрежный луг, очевидно, использовался как пастбище. Мы перешли на противоположный, крутой берег, где под огромной елью поставили палатку. Моросил дождь. За день пройдено 29 км.
       

сторона квадрата 2 км


       

        29 сентября, воскресенье
        Утро было совершенно ясным. Около 11 мы вышли и вскоре нашли показанную на карте грунтовку, тянущуюся к большаку Первитино-Ситниково. За большаком обнаружилось не показанное на картах малозаметное продолжение дороги, по которому мы и пошли далее через лес. По дороге давно никто не ездил и не ходил, кое-где она перекрыта упавшими деревьями. Когда нашу дорогу в поперечном направлении пересекла другая лесная дорога, мы свернули направо, и, переправившись через р. Белую, вышли на ур. Осовец с несколькими брошенными домами. Отсюда мы вернулись на исходную дорогу, продвинулись по ней вперед, но вскоре встретилась еще одна поперечная дорога. Любопытство заставило проверить и ее. Мы снова свернули направо, перешли Белую и оказались на поле с охотничьими лабазами. Вскоре после возвращения на исходную дорогу вышли к мосту через Белую на грунтовой дороге Первитино-Голубница. Погода портилась, заморосил дождь.
       

сторона квадрата 2 км


        Далее нам надо было идти вдоль Белой вверх по течению, используя ее исток как ориентир для нахождения ВТВВ. Мы поднялись слегка вверх, оставляя реку слева, прошли несколько полей, на краю последнего нашли обозначенную на карте лесную дорогу Голубница-ур.Деревково-Белятино. Дорога сильно заросла. Было пройдено несколько километров. В какой-то момент дорога повернула на запад и пошла по заболоченной пойме. Вскоре справа подошла дорога Голубница-ур.Красени. Мы свернули налево и перешли Белую, которая представляла из себя маленький ручеек. Пройдя немного на юг, мы подошли к ур. Красени (пустошь, остатки садов). Здесь надо было найти продолжение дороги на юг, чтобы идти вдоль Белой, но явная дорога пошла на восток. Промозглый ветер и холод несколько затуманили наше сознание, и мы двинулись на восток.
        По мостику мы перешли начало реки Латынь, потом долго спускались в глубокую долину, затем спуск сменился подъемом. Уже в сумерках дорога обогнула лесоучасток Лязгань (изгородь, сады) и круто повернула на север. (Как выяснилось позже, в этом месте должен быть не поворот, а примыкание к "ступечатой" дороге, показанной на карте, но тогда ничего, идущего в южном направлении, здесь мы не заметили. Возможно, этот участок дороги сильно зарос). Метров через 200 движения на север мы увидели бетонную трубу под дорогой, очевидно, в ней недавно текла Латынь, но сейчас она пересохла. Основной проблемой становилось отсутствие воды для ужина. Мы вернулись назад, к повороту. Было найдено почти незаметное продолжение дороги на восток. "Продолжение" пересекло высохшее русло Латыни. Слева оказались остатки пруда, созданного бобрами, перегородившими Латынь. Это была лужа размером 50Х20 метров с кочками, кустами, поваленными стволами и следами животных. Воду пришлось брать здесь. Палатку поставили далее по ходу "продолжения дороги" в густом ельнике. Нас всерьез беспокоил какой-то крупный зверь, хрустевший сучьями в темноте поблизости. За день пройдено 17 км.

        30 сентября, понедельник
        В 9.40 вышли. Мы не вполне ясно представляли себе, не имея подробных карт, которыми располагаем сейчас, в каком месте "ступенчатой" дороги мы находимся. Но, двигаясь по ней, мы в любом случае должны были подойти близко к высоте 346 (ВТВВ). Нужно было рассчитать время так, чтобы примерно к 16.00 быть в Первитино (именно оттуда эвакуировались во время снегопада 10 мая 1995 года в Вышний Волочек, тогда автобус уходил около 17.00). Первоначально в нынешнем походе мы рассчитывали уезжать из более крупного населенного пункта Есеновичи (16 км юго-восточнее Первитина), но времени дойти до с.Есеновичи уже не оставалось.
       

сторона квадрата 2 км


        Выйдя на "ступенчатую" дорогу, мы оставили рюкзаки неподалеку и двинулись на запад, внимательно смотря налево. В сторону бывшего сада свернула тропинка, мы пошли по ней. Какие-то звери недавно лакомились здесь яблоками. В лес входила просека со следами колес, через некоторое время колесные следы свернули и ушли к северу, мы продолжили движение на юг по просеке, у столба 75/76 свернули на запад. Просека на запад просматривается с трудом. С какого-то момента появилась насыпь, четкие следы колес, мостики через ручьи. Красивый кленовый подлесок. Около 12.30 миновали поворот налево, поворачивать не стали. Около 12.50 в километре слева мы оставили цель нашего похода - высоту 346 (это выяснилось позже).Около 13.00 дорога стала уклоняться вправо, и в 13.15 мы вышли к саду бывшей деревни, видели ленточный фундамент дома. Впереди была видна долина, по которой шла похожая на грейдерную дорога с электрическими столбами. За дорогой поднималась поросшая лесом гряда.
        Из-за нехватки времени мы повернули назад. К саду около лесоучастка Лязгань вернулись в 15.45. Двинулись на север по "ступенчатой" дороге, вскоре она влилась в булыжную дорогу Первитино-Есеновичи. К автобусной остановке в Первитино мы подошли примерно в 17.30. По словам местных жителей, автобус ушел около 15 минут назад.(Позднее в Вышнем Волочке выяснилось, что автобус этот ходит всего 2 (если не изменяет память) раза в неделю). То есть нам могло фантастически повезти. На наш вопрос, как нам добираться, местные ответили, что "Тут никто не поедет... Только если браконьеры, но они не берут..." Расстояние от Первитино до Вышнего Волочка (именно до этой станции ж.д. оставалось наиболее реальным добраться) составляет 71 км.
        В 17.45 мы пошли в сторону Хорева, были там в 18.40. Дома стоят по левую сторону дороги, справа - пологий спуск к Белой. В середине деревни у одного из домов стояли курганский автобус, "Запорожец" и грузовик. В доме никого не оказалось. Услышав шум в одном из соседних домов, мы остановились. Вышли трое мужиков, один - из Питера, другой - москвич, третий оказался водителем автобуса. На просьбу подвезти сказал, что нет ни литра бензина. "Мы заплатим". "Деньги в бензобак не положишь". Нас частично успокоили тем, что шансы поймать машину будут после Ситникова.
       После Хорева наш обратный путь на картах-иллюстрациях не обозначен.
       В д.Ситниково мы вошли в 20.00, оставив в этот день за спиной уже более 30 км. Было темно, как ночью. В центре деревни сходятся дороги на Первитино, Лужниково и Вышний Волочек. Тут к нам подошли двое пьяных с просьбой дать закурить. Курить у нас не было. Узнав, что нам надо в Вышний Волочек, мужики иронически обнадежили: "60 км, к утру дойдете". На выходе из деревни присели отдохнуть. Здесь мимо нас проехала, не остановившись, первая (и, кажется, последняя) машина на всем пути (около 13 км) до перекрестка с шоссе Фирово-Вышний Волочек. Прихрамывая на все 4 ноги, мы брели дальше. Временами моросящий дождь прекращался, и на небе появлялись звезды. У шоссе мы оказались около 23.30. За день пройдено 47 км.
       

сторона квадрата 2 км



       1 октября, вторник
        Несколько проехавших машин нас проигнорировали. Потом движение замерло. Мы ждали утра, пытаясь укрыться от всерьез зарядившего холодного дождя под пленкой и греясь у костра. Около 5.30 на жест одного из нас остановился рейсовый автобус Фирово-Вышний Волочек. Но внезапно выяснилось, что второй участник похода ехать не хочет. Не обращая внимания ни на что, он самозабвенно раздувал начавший было гаснуть костер. Автобус доставил одного из нас на автовокзал (находится в 15-20 минутах ходьбы от ж.д. вокзала) примерно в 6.30. Второй участник похода несколько позже поймал "Волгу" и прибыл прямо на ж.д. вокзал около 8.25.
        В 9.47 на электричке Бологое-Тверь мы выехали и в 11.35 были в Твери. Каждый билет обошелся в 39 руб. До Москвы добирались на коммерческом автобусе от ж.д. вокзала.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Существует ли дорога на юг вдоль р. Белая из ур. Красени.
        2. Существует ли продолжение "ступенчатой" дороги на юг около лесоучастка Лязгань.
        3. Не удалось побывать непосредственно на высоте 346.
Иллюстрации:

билет Москва-Бологое
билет Москва-Бологое

ст. Баталино
ст. Баталино

поезд Бологое-Великие Луки
поезд Бологое-Великие Луки

УЖД Баталино-Красная Заря
УЖД Баталино-Красная Заря

УЖД Баталино-Красная Заря
УЖД Баталино-Красная Заря

мост через р. Лонницу
мост через р. Лонницу

дорога к мосту через Цну
дорога к мосту через Цну

мост через Цну
мост через Цну

пос. Красная Заря (Яконово)
 пос. Красная Заря (Яконово)

пос. Красная Заря (Яконово)
пос. Красная Заря (Яконово)

дорога в д. Ситниково
дорога в д. Ситниково

д. Ситниково
д. Ситниково

лесная дорога вдоль р. Белой
лесная дорога вдоль р. Белой

дорога в д. Осовец от большака Хорево-Первитино
дорога в д. Осовец от большака Хорево-Первитино

бывшая деревня Осовец
бывшая деревня Осовец

мост через Белую на дороге Первитино-Голубница
мост через Белую на дороге Первитино-Голубница

дорога Голубница-ур. Красени
дорога Голубница-ур. Красени

ур. Красени
ур. Красени

дорога ур. Красени-р. Латынь (?)
дорога ур. Красени-р. Латынь (?)

близ лесоучастка Лязгань
близ лесоучастка Лязгань

просека в районе "ступенчатой" дороги
просека в районе ступенчатой дороги

близ д. Репище (?)
близ д. Репище (?)

выход к дороге у д. Репище (?)
выход к дороге у д. Репище (?)

д. Первитино
д. Первитино

д. Первитино
д. Первитино

д. Хорево
д. Хорево