Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Уросозеро - Пенинга


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:19-28 сентября 2015 г. Сегежский, Медвежьегорский и Муезерский районы Карелии.
       План: 1 день. Приехать в 16.24 на поезде Москва-Мурманск. От ст. Уросозеро пройти дойти до р. Сегежи, перейти по мосту, свернуть на развилке направо, заночевать (13 км). 2 день. Следовать по обозначенной на карте грунтовой дороге, свернуть налево, перейти р. Лапокку, дойти до р. Пропасть, заночевать (24 км). 3 день. Следовать далее по дороге, миновать Шалмъярви, дойти до Линъярви (20 км). 4 день. Выйти на большую дорогу, идти в сторону Шалговары, срезать петлю, дойти до Воломы, перейти, свернуть на развилке в сторону оз. Лазаревского, заночевать на озере (27 км). 5 день. Переправиться через протоку, вокруг оз. Лазаревского, перейти по мосту залив, идти по зимникам в сторону оз. Гардюс, заночевать на озере (16 км). 6 день. Обогнуть Талвисъярви, заночевать у его северного берега (26 км). 7 день. Идти по дороге до ст. Пенинга (17 км). Уехать в 23.57 до Санкт-Петербурга.
        Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--p36-03_04, 100k--p36-05_06, 100k--p36-17_18, 100k--p36-19_20, 100k--p36-21_22 (состояние местности и годы издания второй, а также третьей карты соответственно 1971-1982 и 1985, первой, четвертой и пятой - 1980 и 1985) (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты некоторых из указанных выше карт.
        Погода:температура днем во все дни, кроме последнего 10-12 градусов; ночные температуры - 5 - 8. В последний день ощутимо похолодало градусов на 5. Небо: в основном пасмурно, изредка ненадолго почти каждый день выглядывало солнце. Исключением явился полностью ясный день 24 сентября. Ночи в большинстве своем ясные, тем не менее, единственный сильный дождь прошел в ночь с 24 на 25 сентября. Прогноз от gismeteo.ru в целом подтвердился.
       Природа: Начало листопада. Лес - в основном сосновый молодняк, но приходилось идти и по старым ельникам. Цветут (на дорогах): ромашка, колокольчик, черноголовка, клевер, короставник, тысячелистник. Из ягод существенны брусника, черника, голубики мало. Брусника, в отличие от предыдущих походов в Карелию, плодоносит только на вырубках, в лесу, даже в светлом - ягод почти нет. Из известных грибов: белые, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, сыроежки, осенние опята - все грибы в основном пожилого возраста. Есть свежие бобровые плотины. Видел на лесной дороге лося, лису. Попадался медвежий помет. Довольно много промысловой птицы, в частности, на песчаной площадке у болота видел глухарку (или тетерку). Не очень многочисленные стаи перелетных птиц тянутся на юго-запад. Комары и мошка незначительны, довольно много лосиных мух, клещей нет.
       Участники: 1 человек.
        Сопутствующие обстоятельства: в этом походе впервые применен навигатор Garmin etrex10, что позволило записать часть пути. По ходу маршрута была заранее запланирована возможность нескольких вариантов прохождения некоторых отрезков пути в зависимости от реальной обстановки на месте, погоды, запаса времени и т.д. В приведенном выше "Плане" расписан только один из возможных вариантов.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. peterburg-map.ru), где стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        19 сентября, суббота
        Отъезд в 20.50 с Ленинградского вокзала поездом 092 Москва-Мурманск. Цена плацкартного билета без белья 1923 руб. Электронный билет был куплен 17.09 одновременно с обратным билетом Пенинга-Санкт-Петербург (1086 руб. без белья). Обратный билет Санкт-Петербург-Москва на "Невский экспресс" (1178 руб.) был куплен 19.08, что позволило сэкономить 1,5-2 тыс. руб. (динамическое ценообразование) по сравнению с более поздней покупкой.
       
        20 сентября, воскресенье
        Тихий вагон, большинство - до Мурманска, мчимся на север. На длительной стоянке на ст. Свирь шла массовая распродажа клюквы, брусники и черники. Одна женщина пыталась привлечь внимание к своему товару тем, что тара "с вентиляцией" (наверно, в пятилитровых бутылках были просверлены дырки). Одна из станций дальше славилась вареными раками... В 16.24 поезд остановился на ст. Уросозеро. Кроме меня не вышел никто. Людей на станции не было.
        Задачей остатка дня (до темноты оставалось 3 часа) был выход на лесовозную дорогу в сторону реки Вайвонец. Сразу за станционным кубиком началась дорога к грейдеру на Попов Порог. Я вышел на него в 16.37. Движение было довольно оживленным: в каждую из сторон за 2 часа 40 минут моего нахождения на дороге проехало более десятка машин. Под конец встречный поток стал преобладать. Дважды рядом со мной останавливались попутки (одна из них - такси), но я продолжил движение пешком. Желание водителей помочь пешеходу было характерной чертой этого похода - особенно на контрасте с походом 2012 года Ванзозеро - Гимольская: тогда я шел более трех часов под холодным дождем по темной трассе, но сочувствия ни у кого не вызвал.
        В 18.57 пересек Сегежу по мосту и набрал воды. Со стороны Попова Порога был отчетливо слышен гул с плотины Сегозерского водохранилища. В 19.18 свернул направо на лесную дорогу, прошел по ней больше километра, стемнело, всходила луна... Вдруг впереди послышался рокот мотора, и навстречу, переваливаясь с боку на бок, проехал черный джип... Вскоре я свернул в лес и остановился на ночь. За день пройдено 14 км.
       

сторона квадрата 2 км



        21 сентября, понедельник
        Холодная ночь привела к раннему подъему, уже в 7.59 я шагал дальше по маршруту. В 11.00 свернул влево на равнозначную дорогу, начав путь к реке Пропасть. На пути попадалось много больших и достаточно глубоких луж, наверно, карельские дожди были многодневными. К моему немалому удивлению, сзади возникло тарахтение мотора, и вперед проехала легковая машина (я пропустил ее, углубившись в лес).
       В какой-то момент выйдя из-за поворота, я увидел метрах в 30-и лося, который тут же скрылся в лесу.
        Немного не доходя до моста через Пропасть планировалось свернуть влево на обозначенную на карте пунктиром дорогу к болоту. Следы ее удалось найти лишь с третьего раза - развилку замаскировал небольшой заброшенный каменный карьер. На болоте осталась лишь полоса, не поросшая еще угнетенными соснами. Оценив мрачные и низко нависшие тучи я решил не лезть в болото, а продолжить движение по исходной дороге. В 16.28 был пройден мост, а в 17.51 я уже стоял на другом мосту через Пропасть, том, к которому должен был пробиться через болото с другой стороны. Мост разваливается (фото), но перейти пешему пока можно. Пройдя немного по течению реки вверх, в 18.09 остановился на ночь в смешанном елово-сосново-березовом лесу. За день пройдено 23 км.

       
       

сторона квадрата 2 км



        22 сентября, вторник
        Ночью начался слабый дождь, прекратившийся точно к моменту моего старта. В 9.25 начал движение вдоль берега по заболоченному лесу и в 10.23 вышел к третьему мосту через Пропасть (фото). На перекрестке с другим грейдером свернул влево, а чуть позже (11.43) обнаружил нужную развилку запад-север и взял влево еще раз; дорога пошла заметно менее хоженая, поросла вереском, но было видно, что и ее иногда чистят от подрастающих деревьев. В 12.27 вышел к краю болота.
       После болота дорога превратилась в зарастающую (фото). Пройдя небольшое расстояние по лесу, на развилке взял левей. Дорога подошла к краю леса, впереди было очередное болото, далеко слева блеснуло озеро, что означало уклонение к югу... Грунтовка на опушке развернулась, и, описав петлю, вывела к знакомой развилке, где стоял мой рюкзак. Пришлось вернуться еще назад, где обнаружилось не замеченное сразу ответвление к западу (казалось, что это и есть нужная "пунктирная" дорога, с которой сбился на развилке). Но очень быстро потерялась и эта "ветка". Вскоре нашлась неплохая дорога на север (по-видимому, та, которая обозначена на карте), но дорога на запад отсутствовала. Наконец я вышел к притоку Пропасти, текущему из оз. Мальярви, спустился вниз по течению (побрызгал короткий ливень при выглянувшем солнце) и достиг трухлявого моста искомой дороги через этот приток (14.56). Назад, на восток по болоту просматривалась отличная от окружающей местности полоса, показывающая бывшую дорогу. Каким образом можно было на нее выйти изначально, так и осталось загадкой. Но на запад от моста никакой дороги уже не было видно. Пришлось идти по компасу. Вскоре я наткнулся на не показанную на карте грунтовку и сделал попытку вернуться по ней к только что форсированному болоту, чтобы выяснить, не является ли она продолжением дороги, потерянной после моста. Но никакой связи между потерянными дорогами и обретенной грунтовкой выявлено не было. Зато во время этого разведывательного броска обнаружилось построенное из бревен приспособление, как я могу предположить, для погрузки заготовленного леса (фото).
       Продолжив движение на запад по дороге, к которой 2 - 3 раза подходили другие грунтовки, не показанные на карте, я в 16.59 вступил на хороший грейдер, за ним, за узкой полоской леса мерцало озеро Шалмъярви. Сразу же запахло дымом: кто-то все-таки выжил на берегу несмотря на тучи и холодный порывистый ветер. Я свернул на юг.
        Когда почти сразу после озера пошла "ветка" направо, я решил воспользоваться этим и срезать плановую петлю. "Ветка" все-таки свернула к северу, поэтому пришлось сойти с нее и идти по компасу. Преодолев несколько впадин и возвышенностей, в 18.50, перейдя очередной скалистый хребет, остановился на ночлег у его подножья (фото). За водой пришлось сходить к ручью к противоположному краю моховой долины. Где-то немного южнее ручей должен был впадать в озеро, которое я так и не увидел. Ветер продолжал свирепствовать и даже опрокинул и укатил на несколько метров пустую палатку. За день пройдено 16 км.

        23 сентября, среда
        В 9.18 начал движение, перешел моховую заболоченную долину, перевалил очередную каменистую гряду, оказался в следующей долине... Что-то похожее на зимник я увидел (измененный характер растительности на моховом болоте), но в пору уже было сходить с него и идти по компасу, что я и сделал. За каменистой грядой оказалась долина, залитая водами бобрового водохранилища. Попытка переправиться сходу кончилась падением с кочки и намоканием почти до пояса. В долине валялось довольно много погибших деревьев, но, к сожалению, цепочки стволов, по которым можно было бы пройти все метров 100 этой гнусной заводи, не нашлось. Я пошел вниз по течению этого притока ручья Вениоя, миновал плотину, но сразу же оказался в зоне подпора следующей плотины, и, лишь миновав ее, смог переправиться. В следующей долине тек сам Вениоя, его я перешел по поваленному дереву. Наибольшую сложность представило форсирование последней долины в этом ряду (фото). Плотина, наверно, была где-то далеко. Уровень воды оставался постоянным. Уже начинало смеркаться, ощущение сумерок усилили набежавшие дождевые тучи. Я все сильнее смещался к югу. Наконец, после небольшого озерка удалось перейти и эту долину. После короткого марш-броска по лесу удалось выбраться на приличную дорогу, которая влилась в большой грейдер, идущий примерно в направлении север-юг близ озера Липъярви. По плану предполагалась переправа через протоку между двумя частями озера и выход по лесной дороге к грейдеру восток-запад, но медленное движение последних двух дней выработало весь временной запас, поэтому я решил не подходить к Липъярви, а двигаться на север по грейдеру. В 19.02 остановился на ночлег, немного отойдя в сторону от дороги, в смешанном елово-сосново-березовом лесу. За день пройдено 10 км.

       
       

сторона квадрата 2 км



        24 сентября, четверг
        Единственный безоблачный день. Утром была слышна машина, она оказалась первой и последней за все время моего пребывания на дороге до слияния с грейдером из Сегежи. В 9.26 продолжил путь. Сразу же стала чувствоваться довольно сильная боль в левой щиколотке, особенно при подъеме в гору. Правда, эти ощущения постепенно слабели.
       Достопримечательностью дороги явился 10-метровый водопад (63°32,39' СШ, 33°23,82' ВД)- небольшой поток падает с почти отвесной скалы с левой стороны.
        В 10.57 я подошел к грейдеру из Сегежи, который сейчас спрямлен по сравнению с тем, что изображено на карте. На перекрестке начинается идущая параллельно грейдеру, но на большей высоте лесная дорога, именно по ней я и двинулся. Движение по нижней дороге было сравнительно оживленным - машины проезжали приблизительно раз в 5-10 минут. Много лесовозов: полные - в сторону Сегежи, обратно - пустые. Через 1,5 км лесная дорога все-таки влилась в Сегежский большак. Неподалеку от этого места справа по большаку на карте обозначен памятник. В указанном месте памятника я не обнаружил, однако чуть дальше, тоже справа, был съезд с дороги, отмеченный плакатом "Карелия - наш любимый дом". С другой стороны съезда к березе прибита красная звезда и красная же стрелка указывает на стоящий чуть в глубине памятник погибшему в августе 1942 года летчику Харитонову. Этот памятник, как следует из сообщений в интернете, установлен в сентябре 2014.
        В 12.22 свернул вправо на лесную дорогу (так было запланировано), рассчитывая выйти на грейдер, который подходит к большаку с севера дальше Шалговаары. Дорога оказалась весьма живописной; именно на ней я довольно близко увидел рыжую лесу, которая, распушив хвост, шмыгнула в лес. Дорога проходит несколько вырубок и на высотке сворачивает на юго-запад. К грейдеру вышел в 14.29 (за час моего нахождения на нем в каждую сторону проехало по паре машин), а в 15.29 уже был на перекрестке с Сегежским большаком. Здесь стоит памятник девушкам-партизанкам, установленный в 1993 г. (см. http://www.skitalets.ru/foot/2008/karelia02_sergeev/).
        В 15.31 взял курс на запад - на деревню Венгигора (сразу за деревней дорога пересекает большую реку Волому по единственному на всю округу мосту). Километра 2 остались за спиной, когда меня обогнала и остановилась впереди семерка с прицепом, в котором валялись несколько очищенных от веток и верхушек стволов ольхи.
        - Ты куда идешь?
        - К мосту.
        - За деньги?
        - Что?
        - За деньги?
        - В смысле "за деньги"?
        - Ты к какому мосту?
        - Через Волому.
        - Ладно, садись до деревни.
        Пожилой водитель с густой седой шевелюрой выгнал с заднего сиденья большого черного пса (переднее пассажирское место было занято мальчиком, индифферентно поглощавшим чипсы из большого пакета).
        - А как же он поедет? - я указал на пса.
        - На это у него ноги есть, - парировал водитель.
       
       

сторона квадрата 2 км, фиолетовым показан путь на транспорте



        Черный пес почти сразу отстал. Минут через 15 водитель высадил меня в середине деревни Венгигора. Согласно Википедии, в деревне насчитывается 6 постоянных жителей, но, судя по количеству обитаемых с виду домов, население может быть больше. Я прошел до конца деревни, оставил слева кладбище и пересек Волому по деревянному мосту. Рядом находится еще не разрушенный старый мост. По плану через 1,5-2 км следовало свернуть вправо на старую дорогу к Маслозеру, по мосту пересечь протоку между озером Лазаревским и рекой Воломой, осмотреть старинную часовню д.Лазарево, старинное кладбище и направиться дальше по старой дороге в сторону д. Маслозеро. Упомянутый мост через протоку, согласно туристским отчетам из интернета, был полуразрушен. Через километр хода из леса слева раздался треск мотоцикла, и на дорогу выехала целая семья: мужчина и молодая женщина с маленьким ребенком. Обгоняя меня, мотоциклист что-то крикнул, я не понял и только махнул рукой вперед. Но мотоцикл заглох и остановился метрах в 20 впереди.
        - Так куда вы все-таки идете? - спросил молодой мотоциклист.
        Я объяснил свой план осмотра часовни.
        - А как же вы перейдете?
        - Так там вроде мост есть.
        - Там не хватает одного бревна, метра 3, - вступила в разговор женщина, - если вы положите бревно, то пройдете.
        - Ну ладно я все-таки схожу посмотрю, тут же недалеко. (Почему-то мне казалось, что переправиться все-таки можно).
        - Давай я тебя подкину до поворота, садись,- сказал молодой человек и обратился к жене: "Погуляете?". Я влез вместе с рюкзаком в коляску, где стояло неполное ведро с белыми грибами, и мы помчались. После поворота пошла извилистая и узкая каменистая дорога, я вцепился в края люльки.
        - Сейчас еще немного проедем. Проехали еще...
        - До озера тебя довезу, дальше сам дойдешь, там останется фигня...
        Около берега стояли "Жигули", их владелец, видимо, рыбачил неподалеку. Пожелав счастливого пути, Саня (так звали мотоциклиста) обнадежил, что в случае чего меня переправят туристы, которые постоянно тусуются в месте впадения протоки в Волому.
        Примерно через полчаса (17.24) я достиг моста. Издали казалось, что все нормально, но разочарование поджидало вблизи - отсутствовал один пролет. Действительно, бревно длиной 3 метра решило бы проблему. Туристов вблизи не было. Где-то на озере жужжал мотор лодки, но было маловероятно, что рыбаку вздумается приплыть именно сюда. Я прошел в сторону Воломы. Шумели известные байдарочникам пороги, на утесе уныние наводила пустая туристская стоянка. Повнимательней посмотрев карты дальнейшего пути, я понял, что нет ни малейшего запаса времени, более того, нет времени на осмотр достопримечательностей д. Лазарево, даже если бы ковер-самолет меня туда немедленно перенес.
        В 18.58 вернулся на Маслозерскую дорогу. Уже темнело. Решив пройти сегодня максимально возможное расстояние, ускорил шаг. Позади осталось километра полтора, когда рядом притормозил, кажется, "Рено-Логан".
        - Подвезти, или как?
        Я снял рюкзак и поднес к пятой двери.
        - Чего не голосуешь? - спросил молодой водитель.
        - Ну, это же пеший поход...
        Водитель - хороший парень - рассказал, что в этом году в Маслозере закрылась школа (было всего 13 учеников), и детей возят на неделю в интернат в Паданы за 57 километров. В д. Лазарево уже давно существует турбаза. Сначала вроде дело пошло, а потом стало глохнуть (может цены загнули?), но в последнее время вроде снова возрождается. Тот факт, что переправиться со стороны Венгигоры (он называл просто "Венги") в Лазарево совсем нельзя, стал для водителя новостью. Основная дорога туда идет со стороны Маслозера, и я выразил надежду в следующий раз все же добраться до Лазарева с этой стороны. Я попросил высадить меня километра за два до Маслозера - с печальной перспективой лечь спать без ужина (воды не было), но водитель предложил гораздо более разумный вариант - он высадит в середине поселка, а там - вперед 500 метров - и слева озеро, где можно с комфортом расположиться. Я пытался порасспросить об особенностях своего дальнейшего пути (после Маслозера по лесовозной дороге на северо-запад), но ясности в моем описании не было, в результате водитель направил меня на Воломскую дорогу, которая ответвляется вправо раньше. Также он сообщил, что недавно построили и прямую дорогу на Пенингу.
        Около 19.30 "Логан" остановился на центральной площади поселка. Уличное освещение отсутствовало, в отдалении оранжево светились окна некоторых изб. Примерно через километр хода вправо отошла Воломская дорога. Я свернул влево к озеру (до него было метров 200). На пологом песчаном берегу росли молодые сосенки. Тихо плескали волны, в темноте белела лишь кромка прибоя, бесконечное пространство было сырым... Эта ночь напомнила о чем-то, что не сбылось и не сбудется уже никогда... Я набрал воды и поднялся примерно на километр вверх по Воломской (как выяснилось позже) дороге. Отойдя от нее метров на 50 вглубь елово-сосново-березового леса, остановился на ночлег (20.02). Вечером, ночью и следующим утром были слышны несколько машин, которые проезжали как по Воломской дороге, так и по Маслозерскому большаку. За день пройдено 33 км, кроме того, на транспорте проехал 19 км.

       
       

сторона квадрата 2 км, фиолетовым показан путь на транспорте



        25 сентября, пятница
        Полночи шел сильный дождь, но сложностей с разведением утреннего костра не случилось. Ошибка с выбором дороги вскрылась, примерно в 9.40 я вернулся на Маслозерский большак, свернул направо, прошел километра полтора и начал путь вверх по лесовозной дороге, по которой надеялся подойти как можно ближе к безымянному узкому озеру, разлившемуся рядом с господствующей высотой всей местности - горой Кужарви (399,5 м). Боль в ноге стала столь резкой, что пришлось обдумать вариант схода с маршрута, но все же решил идти дальше. Ни одной живой души или машины встречено не было. В 15.50 дорога кончилась на вырубке всего за 1-2 км до горы и озера. На предполагаемой (геодезической вышки не наблюдалось) вершине я оказался в 17.40. Здесь рос старый еловый лес, поэтому обзор был почти закрыт. На северо-востоке все же можно было разглядеть озеро Екондъярви.
        Продвинувшись на северо-запад, я вскоре вышел на юго-западный берег искомого безымянного озера. Берега его скалисты, признаков посещений человеком не заметно (по крайней мере, на западной стороне). На небольшом мысу среди старых елей я расположился на ночлег (18.37). С елок свисали длинные плети промокших лишайников. Все было настолько пропитано водой, что впервые за многие годы не удалось разжечь костер с помощью газет, и пришлось применять сухое горючее и свечу. За день пройдено 17 км.

       
       

сторона квадрата 2 км



        26 сентября, суббота
        Утром на всю местность, в том числе на озеро, опустился густой туман. В 9.32 я взял курс на северо-запад по лесу. Откуда-то спереди вскоре стали доноситься звуки какой-то техники. Двигаться приходилось медленно и осторожно из-за поврежденной ноги.
        Последним сомнительным местом маршрута был мост через Талвиесдеги. После преодоления реки открывалась прямая дорога на Пенингу. Космические снимки "Яндекс-карт" позволяли утверждать достаточно уверенно, что мост есть. Изначально планировалось подходить к Талвиесдеги по кратчайшему пути по берегам озер Оргалампи и Агвенламби, но больная нога внесла коррективы - я решил идти так, как будет ровнее и удобнее, поэтому оказался на широте предполагаемого моста несколько восточнее (примерно 3 км) реки. Здесь как раз в лес вгрызлась свежайшая вырубка (фото). Где-то западнее, судя по звукам, рубка продолжалась. В туманной дали апокалиптического пейзажа виднелось скопление нескольких домиков на колесах и пара единиц лесозаготовительной техники. Когда я проходил мимо, на пороге бытовки появился человек. Я решил уточнить наличие моста, который должен был быть буквально в 2-3 км. Но оказалось, что о таковом мосте никто из трех обитателей балка не знает, речь зашла сразу же о каком-то далеком мосте через Волому. Наконец, один из лесозаготовителей вроде понял о чем речь и показал: надо идти вперед, слева под острым углом примкнет дорога, надо повернуть на нее. Я двинулся согласно этой инструкции, свернул налево. Туман в это время рассеивался, открывая великолепный обзор долины реки Талвиесдеги (фото) (13.00) и круто спускающейся к ней моей дороги. Внизу дорога пошла по обширной прошлогодней (?) вырубке, несколько человек собирали ягоды. Я ждал поворота вправо, к реке (нанеся по приезде данные навигатора на карту, я обнаружил, что она была не более, чем в полукилометре), но дорога не свернула и вошла в лес. Впереди замаячила "буханка" и несколько человек возле нее.
        - Здравствуйте, это дорога к мосту?
        - Нет, считай, дорога здесь кончается, она только строится. Ты не по той дороге пошел, возвращайся назад. Видел белую "пятерку"? Вот ее пройдешь, еще дальше, дойдешь до центральной дороги, и там до моста - километр. Какой там километр... Пятьсот метров!
        Поблагодарив, я пошел назад. В конце вырубки я еще раз спросил у одного сборщика ягод про мост, он сказал тоже, что и водитель "буханки".
        - До моста километров пять.
        - А напрямик нельзя пройти? - я махнул в ту сторону, где по моим расчетам в километре был мост.
        - Нет.
        К мосту я вышел в 15.00. Но это явно был не искомый мост. Эта местность была севернее намеченного маршрута и не вошла мои распечатки карт. Возвращаться назад казалось уже поздно, да и существование моста до сих пор было под вопросом. Дорога шла строго на запад, в любом случае выводила к железной дороге, и я решил двигаться по ней. Примерно через час хода впереди притормозила "четверка" (до этого меня обогнали одна или две машины).
        - Ты куда идешь?
        - В Пенингу.
        В машине, видимо, посовещались...
        - Садись, довезем только до поворота.
        Женщина на заднем сиденье потеснилась и взяла на руки собаку с умными глазами, которая сразу же положила голову мне на колени. Морда у нее была в чернике. Водитель поинтересовался, почему я решил таким кружным путем идти в Пенингу. Я объяснил про мост.
        - Так это тебе надо было налево сворачивать!
        - Где, после моста?
        - До моста.
        Кажется, это был единственный из опрошенных мной людей, который сразу понял, какой был нужен мост.
        В 16.45 мы распрощались на перекрестке. "Четверка" свернула вправо, в Волому, я же отправился влево, в Пенингу. По словам водителя четверки, предстояло пройти 28 км. Реально расстояние оказалось меньше километров на 5 - вероятно, потому что шофер вел отсчет от самой Воломы, а не от развилки. Подвезли же меня километров на 20.
        Движение на дороге, соединяющей Волому и Пенингу почти отсутствовало. Водитель встречной "Нивы" поинтересовался, не заблудился ли я и посоветовал добираться на попутке...
       Примерно в 18.30 я набрал воды, свернул влево на вырубку, поднялся на горку и остановился на ночлег. За день пройдено 27 км.

       
       

сторона квадрата 2 км, фиолетовым показан путь на транспорте



        27 сентября, воскресенье
        Ранним утром был слышен шум проходящего поезда, больше вплоть до моего отъезда из Пенинги ни одного поезда по ж.д. Костомукша-Санкт-Петербург не проследовало. Во время сворачивания лагеря рядом раздались детские крики. Данная местность отнюдь не является густонаселенной, скорее ее можно назвать безлюдной... Но какая-то семья облюбовала для сбора ягод именно мой склон.
        В 10.27 продолжил движение в сторону Пенинги. По расчетам предстояло пройти чуть больше 20 км. Запас времени был большой, поэтому от предложения водителя "Нивы" подбросить меня пришлось отказаться. После "вхождения" в карту стало ясно, что Пенинга значительно ближе, чем предполагал. Чуть позже пересечения автодороги с железной дорогой Костомукша-Санкт-Петербург я перешел на железную дорогу и двинулся дальше по ней. Шпалы деревянные, уровень щебня в основном ниже шпал, поэтому идти довольно удобно. Много гнилых шпал, много и недавно замененных. В 18.00 до ст. Пенинга было не более 4 км.
       Около двух часов потратил на сбор брусники, которая довольно обильно плодоносила на месте недавно расчищенной от деревьев полосы вдоль железной дороги. Ягоды уже начали осыпаться. Около 20.00 я находился на расстоянии двух километров от станции. Лишнее время было потрачено на разведение и поддержание костра, переодевание и перекладывание вещей. На станцию подошел в 23.07. Я оказался первым. Другие пассажиры стали подтягиваться на машинах за полчаса до прибытия поезда. Из джипа высыпала большая компания молодых людей, оглашая темноту громким матерным разговором. Всех сиплым голосом перекричала девушка, иронизируя: "Я на вас обиделась и пошла на х... домой". Всего собралось человек 20, из них половина - провожающие. Поезд прибыл по расписанию. Я погрузился на свою верхнюю боковую. Ночь была лунной, в окне проносились серые верхушки елок...Снизу моего бокового отсека на одной из маленьких станций села пожилая женщина, а напротив - парочка туристов. За день пройдено 19 км.

       
       

сторона квадрата 2 км



        28 сентября, понедельник
        Моя соседка снизу обратила на себя внимание одухотворенным лицом и молитвой перед едой. Читала книгу, автор которой - священник.
       В поезде туалет старого образца(со сливом на рельсы). Часть хвостовых вагонов следовали до Петрозаводска. Во время посадки в Пенинге вагон был полупустым, но к концу пути стал почти полон. Приятная проводница в форме РЖД. В 14:16, по расписанию, поезд прибыл на Ладожский вокзал Санкт-Петербурга. Путь на метро на Московский вокзал занял (от поезда до поезда) 35 минут.
       Я намеренно брал билет в один из двух имевшихся в "Невском экспрессе" вагонов "автобусного" типа (остальные десять вагонов состояли из шестиместных купейных отсеков). Тянущиеся вдоль всего вагона с двух сторон верхние полки вполне приспособлены для рюкзаков, но места уже не было, в результате мой рюкзак, по разрешению проводницы, ехал в тамбуре вместе с двумя детскими колясками и тройкой огромных чемоданов. В 15.20 наш поезд тронулся в путь. По радио объявили, что вагона-ресторана, к сожалению, нет. Тем не менее, проводница беспрерывно разносила кофе (чашка молотого с сахаром и сливками - 96 руб.) и чай. Ходил белорубашечно-чернобрючный официант с бутербродами (120 руб./шт) и даже вином. В 19.36 поезд прибыл на Ленинградский вокзал Москвы.
        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не удалось посетить д. Лазарево
        2. Не найден мост через Талвиесдеги
       
Иллюстрации:

ст. Уросозеро
ст. Уросозеро

дорога ст. Уросозеро - Попов Порог
дорога ст. Уросозеро - Попов Порог

дорога ст. Уросозеро - Попов Порог, мост через р. Сегежу
дорога ст. Уросозеро - Попов Порог, мост через р. Сегежу

дорога вдоль реки Вайвонец до ур. Вайвонцы
дорога вдоль реки Вайвонец до ур. Вайвонцы

дорога вдоль реки Вайвонец до ур. Вайвонцы
дорога вдоль реки Вайвонец до ур. Вайвонцы

дорога ур. Вайвонцы - р. Пропасть
дорога ур. Вайвонцы - р. Пропасть

начало "пунктирной" дороги через болото на подходе к первому мосту через р. Пропасть
начало

первый мост через р. Пропасть
первый мост через р. Пропасть

дорога вдоль северного берега р. Пропасть, поворот ко 2-му мосту
дорога вдоль северного берега р. Пропасть, поворот ко 2-му мосту

2-ой мост через р. Пропасть
2-ой мост через р. Пропасть

р. Пропасть
р. Пропасть

3-й мост через р. Пропасть
3-й мост через р. Пропасть

дорога севернее р. Пропасть
дорога севернее р. Пропасть

развилка близ высоты 138
развилка близ высоты 138

зарастание дороги после болота
зарастание дороги после болота

мост через приток р. Пропасть
мост через приток р. Пропасть

неизвестное устройство (см. текст)
неизвестное устройство (см. текст)

дорога вдоль восточного берега оз. Шалмъярви
дорога вдоль восточного берега оз. Шалмъярви

бывший зимник
бывший зимник

переход реки Вениоя
переход реки Вениоя

обозначенная на карте "пунктирная" дорога север-юг
обозначенная на карте

лишайник кладония красноплодная
лишайник кладония красноплодная

моховая ложбина со старинным ящиком
моховая ложбина со старинным ящиком

обозначенная на карте дорога север-юг в районе высоты 226,3 (до перевала)
обозначенная на карте дорога север-юг в районе высоты 226,3

не обозначенная на карте дорога север-юг в районе высоты 226,3 (после перевала)
не обозначенная на карте дорога север-юг в районе высоты 226,3

затопленная ложбина (см. текст)
затопленная ложбина (см. текст)

дорога север-юг вдоль восточных берегов Линкъярви, чуть южнее точки 23/24 сент.
дорога север-юг вдоль восточных берегов Линкъярви, чуть южнее точки 23/24 сент.

поток воды срывается со скал (см. текст)
поток воды срывается со скал (см. текст)

вид на Сегежский большак с параллельной лесной дороги (см. текст)

лесная дорога вдоль Сегежского большака (см. текст)
лесная дорога вдоль Сегежского большака (см. текст)

памятник летчику Харитонову
памятник летчику Харитонову

поворот на дорогу в обход Шалговары
поворот на дорогу в обход Шалговары

дорога обходит высоту 235,1
дорога обходит высоту 235,1

черноголовка
черноголовка

дорога прорезает кряж на подходе к грейдеру север-юг
дорога прорезает кряж на подходе к грейдеру север-юг

грейдер север-юг, вид в сторону Шалговары
грейдер север-юг, вид в сторону Шалговары

памятник девушкам-партизанкам (см. карту)
памятник девушкам-партизанкам (см. карту)

д. Венгигора, вид с середины на восток
д. Венгигора, вид с середины на восток

мост через р. Волому
мост через р. Волому

Александр и его мотоцикл
Александр и его мотоцикл

старая дорога в Маслозеро (через Лазарево)
  старая дорога в Маслозеро (через Лазарево)

разрушенный мост через протоку оз. Лазаревское-р. Волома
разрушенный мост через протоку оз. Лазаревское-р. Волома

вид на Маслозеро с Воломской дороги
вид на Маслозеро с Воломской дороги

Маслозеро
Маслозеро

поворот на лесовозную дорогу к горе Кужарви с Маслозерской дороги
поворот на лесовозную дорогу к горе Кужарви с Маслозерской дороги

лесовозная дорога к горе Кужарви
лесовозная дорога к горе Кужарви

лесовозная дорога к горе Кужарви
лесовозная дорога к горе Кужарви

лесовозная дорога к горе Кужарви
лесовозная дорога к горе Кужарви

лесовозная дорога к горе Кужарви
лесовозная дорога к горе Кужарви

вырубка в конце дороги, вид в сторону г. Кужарви
вырубка в конце дороги, вид в сторону г. Кужарви

вид в сторону оз. Талвисъярви с предгорья Кужарви
вид в сторону оз. Талвисъярви с предгорья Кужарви

вид в сторону оз. Екондъярви с горы Кужарви
вид в сторону оз. Кужарви с горы Кужарви

безымянное озеро рядом с горой Кужарви, вечер 25 сентября
безымянное озеро рядом с горой Кужарви, вечер 25 сентября

безымянное озеро рядом с горой Кужарви, утро 26 сентября
безымянное озеро рядом с горой Кужарви, утро 26 сентября

свежая вырубка восточнее оз. Агвенлампи
свежая вырубка восточнее оз. Агвенлампи

дорога по вырубке восточнее оз. Агвенлампи
дорога по вырубке восточнее оз. Агвенлампи

переход к западу от оз. Агвенлампи
переход к западу от оз. Агвенлампи

вид на вырубку между оз. Агвенлампи и рекой Талвиесдеги
вид на вырубку между оз. Агвенлампи и рекой Талвиесдеги

путь к Воломскому грейдеру
путь к Воломскому грейдеру

Воломский мост (близ впадения р. Талвиесдеги)
Воломский мост (близ впадения р. Талвиесдеги)

дорога Волома-Пенинга
дорога Волома-Пенинга

пересечение ж.д. Волома-Пенинга и одноименной автодороги в районе оз. Волома
пересечение ж.д. Волома-Пенинга и одноименной автодороги в районе оз. Волома

ж.д. Волома-Пенинга близ оз. Педроярви
ж.д. Волома-Пенинга близ оз. Педроярви

ст. Пенинга
ст. Пенинга

Санкт-Петербург, Московский вокзал, справа - "Невский экспресс"
Санкт-Петербург, Московский вокзал, справа -