Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Старая Русса - Молвотицы - Свапуще


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 22-27 июля 2015 г., Старорусский и Маревский районы Новгородской, Осташковский район Тверской области.
       План: 1 день. Выехать в 21.50 поездом 042 Москва-Новгород до Великого Новгорода. 2 день. На автобусе добраться до Старой Руссы, на другом автобусе доехать до Залучья, выйти на бывшую УЖД, двигаться на юг, заночевать около р. Болдонихи. 3 день. Дойти до реки Полы. 4 день. Дойти до Молвотиц, заночевать на дороге в Свапуще. 5 день. Дойти до Свапуща.
       Карты: При подготовке данного отчета использовались карты 100k--o36-088 (состояние местности 1983 г., год издания 1988 г.), 100k--o36-089 (соответственно 1982-1985, 1988), 100k--o36-090(соответственно ?, 1978), 100k--o36-102 (соответственно 1980, 1985). (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карт). Фрагменты этих карт использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт, а также карта Новгородской области масштаба 1:200 000 (состояние местности 1984-1995 гг., издание 2001 г. 439 ЦЭВКФ им. Дунаева).
       Погода: дневные температуры - 20-25 градусов. Небо - в основном облачно, в ночь с 23 на 24 июля несколько часов шел дождь, в ночь с 26 на 27 июля разразилась длительная гроза с ливнем. Фактическая погода в целом соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: Лес - смешанный; местами преобладает ель с примесью осины и березы, пройдено несколько чистых сосновых боров. Много ольхи, вяза, цветущей липы. В лесу - единичные дубы; в деревнях и на месте бывших деревень дубы попадаются чаще. Цветет обычный набор летних цветов средней полосы, кроме того, местами много ослинника (энотера) (см. фото). Малина в разгаре плодоношения - практически повсеместно, черника - местами много. Других ягод почти нет. Грибы - в малом количестве - подосиновики, подберезовики, лисички. Животные: следы деятельности кабанов, лосей, бобров. Количество комаров и кровососущих мух среднее, лосиных мух, клещей и мошки - единичные экземпляры.
      Участники: 1 человек.
        Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где красной стрелкой обозначен примерный маршрут.
       



        22 июля, среда
        Отъезд в 21.50 с Ленинградского вокзала поездом 042 Москва - Новгород-на-Волхове. Электронный билет был взят 20 июля. Цена плацкарта без белья 1308 рублей. Много свободных боковых мест.

        23 июля, четверг
        В 7.25 поезд прибыл на конечную станцию Новгород-на-Волхове. Автовокзал находится в 100 метрах от ж.д. вокзала. Билет до Старой Руссы на рейс 7.45 (большой автобус) обошелся в 193 рубля плюс багаж 19 рублей. Салон заполнился процентов на 90. Соседкой оказалась армянка (?), которая долго разговаривала по телефону то по-русски, то на своем языке. Несколько минут мы ехали по южному берегу необозримого озера Ильмень.
        В 9.25 автобус прибыл в Старую Руссу. На автовокзале работает камера хранения, которой заведует кассир платного туалета.
        В планы входило посещение дома-музея Ф.М. Достоевского. Я прошел около 100 метров вдоль ж.д. путей таким образом, чтобы они оставались слева, затем перешел пути, продвинулся по Санкт-Петербургской улице, перешел Полисть по мосту и свернул направо на Воскресенскую улицу (кажется, многие еще не отвыкли называть ее улицей Ленина), которая вскоре превратилась в набережную Достоевского - справа течет река Перерытица. Путь до музея занял 30-40 минут. Входной билет стоит 80 рублей, экскурсия - 500 рублей. Последняя сумма была поделена между мной и еще двумя экскурсантами. Экскурсия оказалась короткой, но содержательной. Дом Достоевского в Старой Руссе - единственное его собственное жилье (в основном писатель жил на съемных квартирах); был одним из немногих зданий сохранившихся после Великой Отечественной войны. Музей работает с 1985 года, до музея чего только тут не было...
        Возвращаясь назад, я заметил в зарослях на берегу Полисти художника, пишущего мост через реку. Роскошный Воскресенский собор рядом он оставил без внимания.
        До отправления автобуса (12.45) оставалось еще 20 минут, за которые я успел съесть 2 пирожка и выпить чай в ближайшем кафетерии. Наш ПАЗ (рейс 135 Старая Русса-Залучье-Ляховичи) отправился с опозданием на 15 минут - водитель, судя по всему, поджидал девушку, которая должна была подоспеть на другом автобусе. Мой билет обошелся в 121 рубль.
        Салон был полон, на остановке в центре Старой Руссы еще кто-то подсел, в результате какое-то время некоторым пришлось стоять. На предпоследней остановке перед Залучьем (так говорят местные) автобус заглох и завелся нескоро, так что брезжила перспектива идти пешком лишние 8 км.
        В Залучье мы были в 13.54
        - Я опоздал всего на 2 минуты, - с гордостью сказал кому-то водитель и, забрав несколько человек, сразу же поехал назад. (Судя по расписанию, до Ляхович рейс продлевается только в пятницу и субботу).
        Я свернул с автобусного круга направо (мы оттуда приехали) и на первом перекрестке (через несколько десятков метров) взял левей в сторону Шубина, миновал прямо развилку в черте поселка, перешел мост через Шубинскую Робью (на указателе - просто Робья) и взял курс на юг по большаку, намереваясь примерно через 4,5 км свернуть направо на лесную дорогу.
        Сзади послышался звук замедляющейся машины, это был полицейский УАЗик. Расспросив откуда и куда, упомянув медведей (не страшно одному?), сотрудник продолжил путь по своим делам - через несколько сот метров он свернул на скошенное поле справа (ур. Верхняя Сосновка) - наверное, проверять состояние сена. Когда я преодолел эти несколько сот метров, УАЗик как раз выехал с поля и снова остановился около меня. Добрый полицейский приоткрыл дверь: "А документ у вас есть какой-нибудь? А то, если вдруг что случится, знать хоть, кто это..." Я протянул свой паспорт...
        Поворот направо нашелся без труда: лесовозная дорога, сложенные бревна, беседка от дождя, щит "Берегите лес от огня!", рядом синел столбик 4-го км. Около 15.40 после краткого привала я двинулся вглубь леса. В 16.25 был пройден заросший ЗИЛ-131-КУНГ, используемый, видимо, как хижина охотников. В 16.55 дорога круто свернула к югу. Вскоре должно было быть пересечение с одним из "усов" Шубинской УЖД (об этой узкоколейке можно узнать на http://infojd.ru/uzk53.html), но никаких следов таковой найдено не было, поэтому не оставалось ничего иного, как продолжить путь по дороге к реке Болдонихе. Последняя представляла собой мутное узкое русло со стоячей водой. Мост из свежих бревен и свежая дорога вели в урочище Сатино. Я же поискал влево по этому берегу реки, и очень заросшая дорога нашлась. Теперь можно было идти вдоль реки до пересечения с УЖД - следы моста через Болдониху должны были сохраниться.
        Так и не найдя признаков бывшей узкоколейки, в 20.30, хотя было еще довольно светло, пришлось остановиться на ночлег ввиду начавшегося дождя. Место стоянки - сухой берег Болдонихи, поросший старыми елями с подлеском из высокого (около 5 метров) орешника. Обилие сушняка. Русло лежит в узкой, заросшей болотными травами пойме, течения не видно. За день пройдено 13 км.

               

сторона квадрата 2 км


        24 июля, пятница
        В 7.07 путь на юго-восток был продолжен, но уже через полкилометра стало очевидно, что переправа осталась где-то позади.
        Еще вчера незадолго до остановки на ночь была замечена просека от реки на север. Вернувшись к ней, я и обнаружил остатки моста - полусгнившие выщербленные бревна каркаса, несколько огромных соединительных гвоздей... С трудом притащив пару бревнышек и жердей, я форсировал Болдониху.
        На другой стороне так же имелись признаки УЖД - два торчащих из земли рельса. Переправа завершилась в 9.00.
        Просека южнее Болдонихи крайне плохо заметна, вскоре я ее потерял... Неожиданно достаточно близко раздался шум какой-то техники и мужские голоса. Что там происходит, видно не было. Через несколько минут возня кончилась, и нечто протарахтело по лесу, постепенно удаляясь. Я направился туда, где была возня. Из земли были выворочены 2 рельса. На юг простиралась искомая просека, по которой только что проехал вездеход. Очевидно, целью его были металлические предметы, случайно оставленные при разборе УЖД. Судя по высоте смятых вездеходом молодых деревьев, по этой просеке последний раз ездили не менее 10 лет назад. Места дислокации обнаруженного металла были помечены, правда, трофеев осталось разочаровывающе мало.
        Свежий след вездехода тянулся до поворота на Шубино (12.34). Я продолжил движение на юг. Заметный след УЖД пересек болото Гладкий Мох (на дальней стороне даже был обнаружен костыль). В 14.13 бывшая УЖД пересеклась с дорогой Шубино - Бор. На другой стороне на вырубке (много черники и малины) просека УЖД потерялась, но в правом дальнем углу случайно нашлась, и даже удалось зафиксировать то ли гвоздь, то ли костыль, но вскоре (координаты 57°29,21 СШ, 31°44,57 ВД) дорога окончательно исчезла. Дальнейший путь по вырубке и заболоченному лесу с обилием валежника был нелегок. Только около 19.30 удалось выйти к урочищу Лебединец. Вдали справа маячила охотничья вышка. По заросшей цветами грунтовке я свернул налево, на восточном краю урочища справа подошел наезженный основной проселок, бывший когда-то продолжением главной улицы д. Лебединец. Дорога представляла собой череду заполненных водой ям. Скорость продвижения по такому "большаку" не могла превысить 3 км/ч. В 20.40 я пересек по мосту верховье Шубинской Робьи. Стоячая вода была покрыта какой-то мутью...
        Мест для стоянки не наблюдалось, пришлось продвинуться примерно на километр дальше. Остановился в старом елово-березово-осиновом лесу, воду пришлось набирать из огромной мутной глиняной лужи на дороге, которую, судя по ошметкам тины, недавно взбаламутил огромный грузовик. За день пройдено 17 км.

        25 июля, суббота
        В 9.27 продолжил путь по дороге. В 10.14 вышел на ур.Лужки (сохранился один электрический столб и несколько одичавших яблонь). Свежий гусеничный след свернул по пустоши в сторону ур.Холмы. Основная дорога (по-прежнему больше напоминающая реку) в 10.45 привела в ур.Большой Остров. Следов былого жилья я не заметил, но недалеко справа миновал очередную охотничью вышку.
        Около 14.00 слева послышались характерные звуки бензопилы, и вскоре влево отошла узкая грязная грунтовка на вырубку. С боку стояла небесно-голубая "буханка". Далее дорога резко улучшилась, ямы с водой пропали. В 14.30 я вышел на развилку в месте поворота основной дороги направо. Здесь образовалась небольшая площадка, на которой были свалены кучки распиленных бревен, возможно, здесь что-то сортировали. Посреди валялись какие-то листки, на одном я обнаружил написанный корявым почерком список подлежащих покупке продуктов на украинском языке.
        В 15.12 я вышел на перекресток четырех дорог: одна привела меня сюда; повернув направо, можно было двигаться вверх по реке Пола, прямо - перейти на другой берег в н.п. Новая Деревня, а налево (куда я направился) - идти вниз по Поле. Вскоре я оставил справа огромный вяз с двумя могилами под ним. В 15.50 впервые показалась Пола, в 16.48 я прошел нежилую деревню Выдомирь-1, в 17.25 миновал жилую Выдомирь-2, в которой замечены 2-3 жилых хозяйства, но все дома, в том числе и по виду необитаемые, имели таблички с номерами. В 18.10 было пройдено кладбище, а в 19.30 - нежилая деревня Борок с несколькими полуразрушенными домами.
        В 20.00 дорога обошла справа какую-то особенную сосновую рощу. Возможно в ней когда-то было обозначенное на карте кладбище. Сейчас видно только одну могилу с крестом. Вскоре дорога вышла на крутой берег Полы. Пространство левее дороги поросло редкими молодыми сосенками. Среди них стояла беседка для охотников. Чуть дальше начинался лес с преобладанием ели, в котором я и остановился на ночлег около 21.00. За день пройдено 23 км.
       
       

сторона квадрата 2 км


        26 июля, воскресенье
        В 7.40 продолжил путь. В 8.05 оказался на безымянном урочище (сохранились яблони-дички). После начался великолепный сосновый бор. Имеет место противопожарная вспашка. Примерно в 8.40, когда дорога снова приблизилась к берегу реки, на другой стороне показались постройки д.Латкино. По моим оценкам, реку можно было бы перейти и здесь - вода бы не поднялась выше пояса. В 8.50 свежее ответвление от основной дороги вывело на самую кручь берега, где была только что раскопана то ли землянка, то ли ДОТ времен войны. Продолжились сосновые боры с обильно плодоносящими черничниками. Здесь я встретил двух сборщиков ягод, а затем и грибника, который чистил лисички. Все они подтвердили наличие брода через Полу немного дальше.
        Дорога вывела к броду в 10.30, вода была не выше колена. В русле Полы виднелись остатки каких-то бетонных сооружений (см. фото) - плотина (?). Брод плавно перешел в короткую ул. Новую селения Новая Русса, и через несколько минут я свернул на дорогу Новая Русса - Молвотицы. Миновав слева лесной склад, пересек по бетонному мосту реку Каменку (10.44) и асфальтированная дорога в 13.15 вывела к шоссе Молвотицы - Марево.
        Наверно, можно было бы пройти прямо по поселку Первомайский к дороге Молвотицы - Осташков, но в этом случае я бы не увидел сами Молвотицы. Поэтому на перекрестке я свернул влево, по мосту перешел реку Щебериху и в центре поселка осмотрел новый памятник ВОВ, красного кирпича здание администрации (здесь же расположен музей военной истории и средняя школа). Рядом стоит новая школа, во дворе которой - памятник ученикам и учителям, погибшим в ВОВ. Школа носит имя мл. лейтенанта Анатолия Халина, закрывшего собой в феврале 1942 года амбразуру вражеского ДЗОТа.
        На перекрестке в центре поселка я взял курс на Осташков. На окраине слева расположено кладбище с недостроенной часовней - осталось прорубить окна и двери, но стройка почему-то замерла - все вокруг заросло борщевиком.
       

сторона квадрата 2 км


        В послеобеденные часы в воскресенье трасса Осташков - Молвотицы была весьма оживлена. Похожие, несмотря на различие в названиях моделей, внедорожники тянулись навстречу, попутный поток был раза в три слабее.
        В начале четвертого я миновал красивую деревню Заборовье, затем вступил в Горное - длинную деревню, жилые дома в ней торчали, как редкие зубы старухи. На бывшей автобусной остановке в центре села чего-то ждали четверо - седовласая бабушка с добрым лицом, две девочки-подростка и затрапезный паренек с наглым прищуром. У его ног прямо на асфальте лежала скомканная куртка. Я быстро прошел мимо, но вскоре услышал догоняющие шаги, со мной поровнялся пресловутый паренек.
        -Браток, у тебя сигаретки не будет? Курить очень хочется...
        -Нет.
        -Ты далеко идешь, если не секрет?
        -В сторону Тверской губернии.
        -Ого, - присвистнул паренек, - где же взять сигарет...Машину остановить?
        -Ну, успехов...
        Паренек, махая рукой, пытался затормозить попутные машины, но никто не остановился.
        -Тогда надо сделать так...
        Он натянул свою куртку, которая оказалась частью зимней формы сержанта милиции. Новоиспеченный сержант еще энергичнее замахал руками, но на водителей это опять не произвело никакого впечатления. Каждый раз при своих попытках "сержант" отставал от меня, но затем зачем-то догонял и молча шел рядом. Наконец, уже в конце деревни, он увидел мужика на крыльце, и там ему, возможно, повезло.
        Вскоре после Горного асфальт сменился грейдером. Каждая проезжающая машина обдавала облаком пыли. Бредущий по обочине человек с рюкзаком никого не интересовал.
        Судя по карте, после реки Деренки возле дороги воду на протяжении нескольких километров найти было бы сложно, поэтому я решил поужинать у этой речки, чтобы пройти еще максимально возможное расстояние и остановиться на ночлег уже вне связи с источниками воды.
        Правее дороги Деренка разлилась в озеро. Берег в том месте, где я к нему пробирался, захламлен погибшими деревьями. Обед пришлось ограничить первым блюдом - небо потемнело, налетел шквальный ветер. Поблизости рухнуло сухое дерево. Ставить палатку казалось рановато, я выбрался на дорогу - впереди стояла беседка для путников с видом на озеро. Переждав в ней небольшой дождь, я двинулся дальше. Гром продолжал грохотать, а молнии сверкали справа и впереди, озаряя небо лиловыми вспышками. Около 20.00 я миновал деревню Васильки, на одном из домов висела табличка "Васильковая улица". Наконец, хлынуло по-настоящему, и пришлось спешно свернуть в придорожную лесополосу и ставить палатку. Рядом оказался заброшенный деревянный электрический столб. За день пройдено 28 км.
       

сторона квадрата 2 км


       
        27 июля, понедельник
        Около 7.30 продолжил движение по мокрому теперь грейдеру. Почти сразу рядом притормозил попутный порожний лесовоз:
        - Ты куда идешь? Вчера смотрю - идет, сегодня - идет... (вчера вечером навстречу действительно проехал груженый лесовоз).
        - А вы куда? - В Мамониху. - А...а мне в сторону Свапуща... Таким образом, водитель лишился возможности узнать подробности моего путешествия, а мне пришлось и дальше идти пешком, хотя в прохладе пасмурного дня и с благоуханием листвы вокруг это было не столь уж утомительно.
        Через несколько минут (8.19) я прошел красивую развилку Мамоновщина - Свапуще, а в 8.46 пересек границу областей. Качество дороги при этом не менялось. Первым н.п. на Тверской земле были Рвеницы (9.11) - красивая деревня на вершине пологого холма. Я подошел к братской могиле... Местами улица деревни вымощена булыжником. С правой стороны по ходу стоит покосившаяся избушка с надписью "Урицкий КЛУБ Свапущенского с.с.", слева был замечен заросший травой, по-видимому, бездействующий магазин. В конце деревни появилась слабая связь по МТС, но прием сразу по выходе из населенного пункта исчез почти до самого Свапуща.
       
       

сторона квадрата 2 км


        Дорога из Молвотиц вышла на перекресток в середине деревни Свапуще около магазина "Волга". Отсюда в Осташков меня забрала машина по предварительной договоренности. За день пройдено 14 км.
Иллюстрации:

посадка в автобус Великий Новгород - Старая Русса
посадка в автобус Великий Новгород - Старая Русса

расписание по автовокзалу Старая Русса
расписание по автовокзалу Старая Русса

стоимость проезда, автовокзал Старая Русса
стоимость проезда, автовокзал Старая Русса

Старая Русса, вид на реку Полисть и Воскресенский собор с Живого моста
Старая Русса, вид на реку Полисть и Воскресенский собор с Живого моста

Старая Русса, схема проезда по городу
Старая Русса, схема проезда по городу

Старая Русса, фойе дома-музея Ф.М. Достоевского
Старая Русса, фойе дома-музея Ф.М. Достоевского

Старая Русса, Воскресенский собор
Старая Русса, Воскресенский собор

южнее Залучья; прямо - в Шубино, направо - в Пинаевы Горки
южнее Залучья, прямо - в Шубино, налево - в Пинаевы Горки

поворот на лесовозную дорогу (см. текст)
поворот на лесовозную дорогу (см. текст)

в начале лесовозной дороги
в начале лесовозной дороги

ЗИЛ-131
ЗИЛ-131

поворот дороги на другую просеку
поворот дороги на другую просеку

путь к реке Болдонихе
путь к реке Болдонихе

мост через р. Болдониху
мост через р. Болдониху

дорога вдоль Болдонихи
дорога вдоль Болдонихи

бывший мост УЖД через р. Болдониху
бывший мост УЖД через р. Болдониху

следы УЖД на южном берегу Болдонихи
следы УЖД на южном берегу Болдонихи

результаты раскопок на просеке бывшей УЖД
результаты раскопок на просеке бывшей УЖД

по бывшей узкоколейке
по бывшей узкоколейке

по бывшей узкоколейке
по бывшей узкоколейке

по бывшей узкоколейке
по бывшей узкоколейке

через болото Гладкий Мох
через болото Гладкий Мох

по бывшей узкоколейке
по бывшей узкоколейке

дорога Шубино - Бор
дорога Шубино-Бор

просека бывшей УЖД южнее дороги Шубино - Бор
просека бывшей УЖД южнее дороги Шубино - Бор

северо-восточная часть ур. Лебединец
северо-восточная часть ур. Лебединец

дорога ур. Лебединец - р. Шубинская Робья
дорога ур. Лебединец - р. Шубинская Робья

мост через Шубинскую Робью
мост через Шубинскую Робью

на дороге Шубинская Робья - ур. Лужки
на дороге Шубинская Робья - ур. Лужки

ур. Большой Остров
ур. Большой Остров

дорога ур. Большой Остров - р. Пола
дорога ур. Большой Остров - р. Пола

у съезда на лесосеку
у съезда на лесосеку

улучшение дороги ближе к р. Поле
улучшение дороги ближе к р. Поле

перекресток четырех дорог (см. текст), вид на север, слева - дорога из Большого Острова, справа - дорога в Выдомирь
перекресток четырех дорог (см. текст), вид на север, слева - дорога из Большого Острова, справа - дорога в Выдомирь

река Пола
река Пола

дорога к ур. Выдомирь-1
дорога к ур. Выдомирь-1

дорога к ур. Выдомирь-1
дорога к ур. Выдомирь-1

ур. Выдомирь-1
ур. Выдомирь-1

д. Выдомирь-2
д. Выдомирь-2

дорога Выдомирь-2 - ур. Борок
дорога Выдомирь-2 - ур. Борок

ур. Борок
ур. Борок

энотера (ослинник)
энотера (ослинник)

дорога на восток от ур. Борок
дорога на восток от ур. Борок

р. Пола
р. Пола

дорога переходит р. Кабан
дорога переходит р. Кабан

д. Латкино
д. Латкино

сквозь сосновый бор
сквозь сосновый бор

брод у Новой Руссы
брод у Новой Руссы

Новая Русса, ул. Новая
Новая Русса, ул. Новая

д. Наумово (?)
д. Наумово (?)

выход к дороге Молвотицы - Марево
выход к дороге Молвотицы - Марево

развилка в Молвотицах
развилка в Молвотицах


музей, администрация и школа в Молвотицах
музей, администрация и школа в Молвотицах

памятник учителям и ученикам Молвотицкой школы
памятник учителям и ученикам Молвотицкой школы

дом в Молвотицах
дом в Молвотицах

недостроенная часовня у Молвотицкого кладбища
недостроенная часовня у Молвотицкого кладбища

дом в д. Заборовье
дом в д. Заборовье

на выходе из Горного, вид назад
на выходе из Горного, вид назад

грейдер близ д. Васильки
грейдер близ д. Васильки

граница Новгородской и Тверской областей
граница Новгородской и Тверской областей

начало д. Рвеницы
начало д. Рвеницы