Лесные дороги: Железница - Алеща
Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Владимир-Тума-Муром Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Железница-Алеща


       Фото:в конце страницы.
       Время и место: 6-9 июля 2012 г. Невельский район Псковской, Городокский и Полоцкий районы Витебской области Белоруссии.
       План: 1 день: От ст. Великие Луки доехать до о.п. Железница. Далее - руч. Немерзник - Доминиково - Косцы - оз.Черное.
       2 день: оз. Черное - оз.Датыно - оз. Свино - оз. Большое Островито - оз. Чербомысло - оз. Ситно - д. Булыги - ст. Алеща.
       3 день: отъезд в Полоцк.
       Карты:При подготовке данного отчета использовались карты масштаба 1:100 000 (100k--n35-011,100k--n35-012), состояние местности первой карты - 1986 г., второй - 1984 г., издание обеих - 1987 г. Эти карты можно найти в сети, введя в поиск указанные выше обозначения. Взаимное расположение квадратов можно посмотреть на mapstor.com. В походе использовались распечатанные фрагменты указанных выше карт.
       Погода:Первые 2 дня - малооблачно. Дневные температуры 25-30 градусов, ночные - 18-20. В ночь на 9 июля - кратковременный (несколько минут) дождь с грозой. 9 июля (в Полоцке) сильный дождь продолжительностью примерно 1,5 часа.
        Природа:Созрели земляника и черника. Грибов (видели лисички, сыроежки, белый) - мало. Малина и брусника - еще зеленые. Комаров и слепней достаточно много, клещи единичны. Лес - в основном сосновые боры с обилием черничников, иной состав - ель, береза, ольха наблюдался лишь на участке примерно от реки Воружа до границы с Белоруссией.
       Сопутствующие обстоятельства: В обменном пункте в 1-м подъезде Белорусского вокзала за 1 российский рубль давали примерно 180 белорусских. Необходимый минимум пришлось поменять здесь. Основную массу необходимой наличности приобрели в обменном пункте на вокзале Полоцка по курсу 1 RUR к 250 BYR, что близко к официальному курсу ЦБР.
        Участвовали:2 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



        6 июля, пятница
        Отъезд в 20.08 с Рижского вокзала поездом 661 Москва-Великие Луки. Цена плацкартного билета 861 руб. Билеты брались 27 июня, свободных мест еще было достаточно. Заполненность вагона близка к 100 процентам. После Волоколамска поезд по неизвестной причине стоял около 40 минут, но на времени прибытия на конечный пункт это не сказалось.

        7 июля, суббота
        Поезд прибыл в Великие Луки в 6.50. Пригородные билеты до Железницы (ударение на втором слоге) были по формату тождественны билетам на поезда дальнего следования, но - зеленоватого оттенка, обошлись нам по 137 руб. каждый. Посадку объявили минут за 10 до отправления. Выйдя на платформу, мы увидели одновагонный рельсовый автобус РА-1, у каждого из двух выходов которого стояла кучка пассажиров, тщетно пытающихся хотя бы встать на ступеньку, ведущую в тамбур. Приложив усилия, втиснуться все же удалось. Народ вокруг недоумевал, почему в выходной пустили всего один вагон. (Заметим в скобках, что с приблизительно с августа 2012 года началась постепенная отмена поезда Великие Луки - Алеща. По состоянию на июнь 2015 года по пт. и вс. ходит поезд лишь до Невеля). Но после Опухликов стало совершенно свободно, что позволило кондуктору наконец проверить билеты.
       
       

сторона квадрата 2 км


       
        В 10.20 поезд прибыл в Железницу. Табличка с названием о.п. отсутствует. Кроме леса вокруг ничего нет. Вместе с нами сошел еще один человек и по тропинке углубился в лес в обратном относительно хода поезда направлении. Через несколько минут мы пошли туда же. В 10.45 справа примкнула накатанная песчаная грунтовка. В начале пути часто встречались не показанные на карте развилки, направление выбирали по компасу на юго-восток. Постоянным соблазном были непрерывные черничники. Вскоре была пройдена вырубка с площадкой для сбора бревенчатых домов. Поднимая пыль, проехал лесовоз. Ручей Немерзник (судя по карте, течет в трубе под дорогой) остался незамеченным. Дважды встречались заброшенные бетонные конструкции для подвеса электрического кабеля (фото). В 12.40 миновали развилку Ордово-Хватынья. Обозначенную на карте братскую могилу не видели. В 14.04 достигли жилой деревни Хватынья. Дорога на Доминиково (на карте - аж 8 метров шириной), идущая через ивовые и ольховые рощи, заросла высокой травой - в основном снытью и крапивой. Упавших поперек деревьев пока мало. Очевидно, связь с внешним миром жители Хватыньи с некоторых пор осуществляют через шоссе Туричино-Доминиково и/или д. Погорелое. Истоки соответствующих дорог мы наблюдали.
       В 15.12 показался заброшенный магазин деревни Доминиково. Перейдя по ж/б мосту речку Воружу, мы попали на центральную площадь. Рядом с автобусной остановкой - разгромленные "Клуб "Доминиковские ночи" и отделение связи (фото).
       Последнюю деревню на российской территории - Косцы - мы оставили позади в 16.10. В деревне 4-5 на вид жилых домов. Сразу за околицей устроили часовой привал. В 18.24 взяли влево на развилке дорог у оз. Черное (само озеро не видно), в 18.29 перешли (положена труба) протоку между озерами Черным и Исно, а в 18.33 направились влево по заросшему проселку к белорусской границе. Метров через 300 увидели с левой стороны, прямо в лесу не обозначенное на карте маленькое кладбище. За несколько десятков метров до пограничной речки Чернец лесная дорога выродилась в тропу, которая вывела к остаткам моста (18.45). Переправляться пришлось вброд. Максимальная глубина не превышала 1 метра. На белорусской стороне тропа продолжилась, через несколько метров началась и дорога. В 19.40 она уперлась в хороший грейдер (на перекрестке стоит лавочка с навесом), мы свернули направо, к озеру Свино. По правую сторону через некоторое время оставили ухоженную братскую могилу. Попытка найти место для чаепития в северо-восточной части озера, используя крутой съезд с основной дороги, была неудачной - берег мелкий и заиленный, растет тростник. Мы вернулись на грейдер и в 20.45 вошли в деревню Чухилино. У крайнего, нежилого дома самодельный указатель "Чухилино >>>>>" заставил нас в поисках питьевой воды свернуть вправо на грунтовку, которая через сотню метров привела к обитаемому дому. За обильным столом во дворе что-то отмечали 2 мужика. Наше появление сильно их удивило. Нам был указан колодец за мостом слева от дороги, среди деревьев. Таким образом мы вернулись на дорогу, с которой сошли в начале деревни, но она на выходе стала обычной лесной грунтовкой. Метрах в 300-х от деревни под соснами спал человек в камуфляже и резиновых сапогах.
       

сторона квадрата 2 км


       В 20.45 показалась д. Белая. На улице никого не было, но со стороны озера Свино доносились голоса. На берегу заканчивается строительство большого деревянного дома. Продолжив путь, вскоре мы вошли в следующую маленькую деревню тоже под названием Белая. Когда последний дом уже был практически позади, послышался женский голос "Воды холодной не хотите?" Весьма бодрая, стройная и подтянутая 70-летняя женщина заняла нас разговором, а затем проводила аж за 3 км, чтобы показать дорогу на оз. Большое Островито. Выяснилось (если мы поняли правильно), что две пройденные нами деревни Белые когда-то назывались иначе, были сожжены немцами и частично восстановлены уже под другим названием, связанным с ближайшей уцелевшей деревней. Напоминанием о войне являются и два креста в высокой траве на спуске к озеру - здесь немцы при отступлении забросали гранатами нескольких детей и мужчину, который пытался их спрятать.
        Дом на берегу строит какой-то богач, который мечтает и о покупке всего озера и даже пробовал его чистить...Парой участков владеют жители Московской области...На окраине исконной Белой мы расстались с Ларисой (так представилась наша собеседница).
        К озеру Островито подошли уже в сумерках. К водоему повел съезд с основной дороги, но по шуму мы поняли, что там обосновалась компания с детьми. Прошли чуть дальше и встали в чаще ельника (23.09). Берег в этом месте высок и крут. За день пройдено 33 км.

        8 июля, воскресенье
        Уже в 7.00 мы продолжили путь. Если бы удалось преодолеть оставшиеся до станции Алеща 18 км менее, чем за 4,5 часа, то мы успевали на утренний поезд (10.25 по местному времени или 11.25 по московскому)в Полоцк. Наша песчаная дорога вилась по красивым моховым борам (недаром здесь устроен ландшафтный заказник). С 7.40 по 8.10 слева временами проглядывало оз. Чербомысло. В 8.15 в просветах деревьев мелькнул юго-восточный берег озера Глубокого. Примерно через километр следовало искать отходящую назад под острым углом дорогу на д. Булыги (см. карту). В 9.05 мы миновали палаточный лагерь туристов на западном берегу Глубокого. На купание времени уже не оставалось...
       

сторона квадрата 2 км, зеленым показано возвращение к оз. Глубокому, фиолетовым - путь от Глубокого к дороге на Булыги


        Сначала дорога шла по нетронутому лесу, потом завиляла по вырубкам, на большинстве которых уже подрастали молодые сосенки...Лес размечен и находится под надзором - это видно и по многочисленным столбам с номерами и названиями участков, и по сложенныму в кучки и распиленному валежнику, и по густой противопожарной вспашке. В 10.12 мы оставили слева небольшое озеро, менее, чем через километр справа показалось другое. Эта комбинация позволила установить, что это соответственно Колодезь и Макачи. Каким-то образом мы сильно отклонились к западу. Тем не менее движение было продолжено, но через несколько сотен метров дорога исчезла. Стало ясно, что на поезд не успеть, и есть время, чтобы поискать нужную нам старую дорогу на Булыги. Мы решили пойти назад, проверяя повороты налево. Надо сказать, что все развилки, начиная с оз. Глубокое были пройдены без всяких сомнений и раздумий - наша дорога была явно доминантной. Но ее мощь, как теперь выяснилось, была связана не с д. Булыги, а с рубкой леса.
        Около 11.00 мы снова проходили мимо оз. Колодезь, один из нас не смог удержаться от купания. Вода была очень теплой, берег - моховой; на дне бревна, дно топкое, илистое.
       Вскоре на развилке мы свернули налево, но, изрядно попетляв, вернулись к "доминанте" и продолжили обратное движение к оз. Глубокое. Вскоре мы оказались в точке примыкания еще одной грунтовки с запада, по ней как раз на "доминанту" въезжал "Запорожец", набитый пассажирами. На вопрос "Как попасть в Булыги?" водитель махнул рукой в сторону, откуда мы сюда только что пришли. Это сообщение вкупе с тридцатиградусной жарой произвело на одного из нас неожиданное действие - ему очень захотелось пить. Поскольку быстрее всего можно было напиться, попросив воды у отдыхающих на оз. Глубокое, мы продолжили путь назад. У съезда к озеру заглох знакомый "Запорожец". Мы попробовали узнать дорогу на Булыги подробней, но мужик ездил туда, по его словам, 40 лет назад и помнил все весьма смутно. Говорил он по-белорусски.
       После того, как один из нас искупался и предварительно утолил жажду, мы устроили чаепитие. На пути по "доминанте" между двумя встречами с "Запорожцем" один из нас заметил примыкание с востока, можно было предположить, что это и есть старая дорога на Булыги. В 15.33 мы вступили на эту дорогу, но довольно быстро стало ясно, что это не то. После ходьбы с помощью компаса по противопожарным бороздам, просеке, перехода заболоченного ручья мы опять-таки вышли на уже исследованное дугообразное ответвление от "доминанты" вблизи озера Колодезь. Далее пришлось идти по компасу на север. В 17.44 мы по упавшему дереву перешли обозначенный на карте поток в оз. Макачи, а в 18.20 вышли на дорогу в Булыги левее обозначенного на карте брода через поток. Очевидно, вопрос о точках разрыва этой дороги в зоне вырубок еще ждет своего исследователя.
       В 19.59 мы вошли в д. Булыги, пересекли по мосту р. Полоту (ударение на последнем слоге), на развилке выбрали северную дорогу на Алещу. Где-то грохотал гром, усилился ветер. Вблизи озера Окунец, в сосновом бору, мы остановились на ночлег (около 21.30). За день пройдено 25 км.

        9 июля, понедельник
        В 9.33 направились в сторону станции. Рядом с нашей стоянкой бродил сборщик черники, больше никого вплоть до Алещи не встретили. Над путями кран грузит бревна - работает леспромхоз. Когда до станции нам оставалось 300-400 метров, из динамика донеслось "Поезд на Полоцк...Поезд на Полоцк..." Вдали переходили пути люди, очевидно, прибывшие с пригородным из Полоцка... Чуть позже мы рассмотрели, что многие из них были с ведрами и направлялись к домику из силикатного кирпича, объявление на котором гласило: "Лисички - 20, черника - 17500", что в пересчете на российские рубли соответствует 80 и 70 рублям за кг. У станции поезда не было, что нас очень встревожило. Мы вошли в маленький зал ожидания. Касса была закрыта, единственной живой душой оказалась белокурая девушка, которая сказала, что приехала полоцким поездом, а куда он после этого делся, не знает. Время его отправления было указано 10.25, мои часы показывали 10.32 по Москве, значит местное должно быть 9.32... Поезд отправился по московскому времени? Или какая-то путаница с зимними и летними переводами-непереводами часов? В горячке самобичевания мы не догадались задать вопрос, который все бы поставил на свои места - сколько сейчас времени? Мы прошли к автобусной остановке, которая находится по другую сторону от путей. Все автобусы тоже ушли. Решили ловить попутку. Только когда выяснилось, что расположенный неподалеку магазин не открылся, потому что нет еще 10 часов, пришло спокойствие.
       На магазине висело объявление о приеме черники по 16000. Несколько человек с большими сумками и без таковых ждали открытия. Мы с нашими рюкзаками не выделялись на этом фоне. Без четверти десять подошла старая бабушка с вентилятором в одной руке и со словами "Сумки ваши оставляйте на улице, из них мухи и муравьи лезут" отперла лавку. Внутрь сразу зашли нетерпеливые любители спиртного. За ними отоварились и мы: сок, минералка "Кстати", мороженое. До отхода поезда оставалось менее 20 минут; от магазина мы отправились к путям...Вдали справа у станции виднелся уже поданный двухвагонный рельсовый автобус. Кассир долго искала сдачу с моих 20000 (каждый билет до Полоцка - расстояние 42 км - стоил всего 2550 - на российские деньги - 10 руб). Выйдя на платформу, увидели дизельную "электричку" - уполовиненную ДРБ1 рижского завода, с прицепленным тепловозом вместо второй головы..., она и была на Полоцк. А рельсовый автобус, очевидно, ушел на Новосокольники. Через несколько минут мы поехали.
        Через час были в Полоцке. Очень приятный вокзал. На втором этаже обменяли деньги (1 к 250). Плацкарт был только до Смоленска (каждый - 188640 белорусских рублей). Камера хранения (два рюкзака) обошлась в 3600. Мы вышли в город, взяли влево и зашли в "Бульбошную". Немедленно потянулся для рукопожатия мужик с пронзительным голубоглазым взглядом и перебитым носом:
       -Ну, здравствуй.
       -Привет.
       -Как оно?
       -Все нормально.
       -Решил по сто грамм?
        -Да нет...Больше такого рода контактов в Полоцке у нас не случилось. Решив перекусить чуть позже, направились к центру города. Бросается в глаза большая доля немецких автомобилей самых разных возрастов - видели даже такую редкость, как фольксваген "Пассат" B2 в кузове "хэтчбэк".
       Перекусить удалось в весьма приятном "Мини-кафе" на проспекте Франциска Скорины. Первый заход, состоящий из жаркого с картофелем в горшочке, салата и стакана томатного сока обошелся каждому в 22500 (около 90 рублей). Затем последовали и другие заходы, поскольку на улице разразился полуторачасовой ливень.
        Ближайшие к Западной Двине улицы просто набиты памятниками истории и архитектуры...К сожалению, нам был доступен только внешний осмотр, поскольку в понедельник все музеи были закрыты. Один из нас нашел интерес в посещении кафедры истории и филологии Полоцкого Государственного Университета и имел продолжительную беседу с руководителем этой кафедры - как выяснилось, бывшим москвичом. Кафедра расположена в недавно отреставрированном здании бывшего Иезуитского Коллегиума.
       Для интереса мы посетили магазин "Бытовая техника" и убедились, что товаров собственно белорусского производства достаточно много.
        В 17.58 по местному времени (московское - 18.58) поезд Полоцк-Москва под "Прощание славянки" тронулся в сторону России. После пересечения границы посевы по сторонам железной дороги исчезли, начался сплошной лес...В 23.19 поезд прибыл в Смоленск. За день пройдено по маршруту 3 км.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не найдены остатки первой половины дороги оз. Глубокое - д. Булыги
       
       
Иллюстрации:

поезд Москва - Великие Луки прибыл на конечную станцию
поезд Москва - Великие Луки прибыл на конечную станцию

в поезде Великие Луки - Алеща
в поезде Великие Луки - Алеща

Новохованск
Новохованск

о.п. Железница
о.п. Железница

от Железницы
от Железницы

налево - в Ордово, направо - в Хватынью
налево - в Ордово, направо - в Хватынью

старый держатель кабеля
старый держатель кабеля

д. Хватынья
д. Хватынья

дорога Хватынья - Доминиково
дорога Хватынья - Доминиково

бывшие клуб и почта
бывшие клуб и почта

д. Косцы
д. Косцы

д. Косцы
д. Косцы

развилка перед оз. Черное
развилка перед оз. Черное

до границы около 100 метров
до границы около 100 метров

остатки моста через пограничную реку Чернец. Вид с белорусского берега
остатки моста через пограничную реку Чернец. Вид с белорусского берега

от р. Чернец
от р. Чернец

дорога вдоль озера Свино
дорога вдоль озера Свино

братская могила
братская могила

мост через р. Чернец в д. Чухилино
мост через р. Чернец в д. Чухилино

дорога в д. Белая
дорога в д. Белая

новый дом на оз. Свино
новый дом на оз. Свино

место гибели мирных жителей (см. текст)
место гибели мирных жителей (см. текст)

исконная д. Белая (см. текст). Направо - к оз. Большое Островито
исконная д. Белая (см. текст). Направо - к оз. Большое Островито

оз. Большое Островито
оз. Большое Островито

дорога на Большое Ситно
дорога на Большое Ситно

лесной участок
лесной участок

дорога на оз. Колодезь и Макачи
дорога на оз. Колодезь и Макачи

чабрец (тимьян ползучий)
чабрец (тимьян ползучий)

поток, впадающий в оз. Макачи
поток, впадающий в оз. Макачи

дорога на д. Булыги
дорога на д. Булыги

д. Булыги
д. Булыги

д. Булыги, мост через Полоту
д. Булыги, мост через Полоту

оз. Окунец
оз. Окунец

до Алещи около 2 км.
до Алещи около 2 км.

след добычи смолы
след добычи смолы

автобусная остановка в Алеще
автобусная остановка в Алеще

ст. Алеща
ст. Алеща

пригородный поезд прибыл на ст. Полоцк
пригородный поезд прибыл на ст. Полоцк

Полоцк, памятник Симеону Полоцкому
Полоцк, памятник Симеону Полоцкому

Полоцкий ГУ, кафедра истории и филологии
Полоцкий ГУ, кафедра истории и филологии