Лесные дороги--->на главную
Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Владимир-Тума-Муром Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка-Решетниково (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Вытегра-Каргополь.


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:17-23 мая 2007 г. Вытегорский район Вологодской области, Каргопольский район Архангельской области.
       План:двигаясь лесными дорогами общим направлением к верховьям Андомы, перейти в бассейн Волги (р. Сойда), побывать у водораздельного озера Тихманга и по реке Тихманге выйти к шоссе на Каргополь.
       Карты: "Общегеографический региональный атлас "Вологодская область" Издание 1-е, 2001 г., масштаб 1:200000 (снимки некоторых листов этой карты включены в описание маршрута), "Общегеографический региональный атлас "Архангельская область. Ненецкий автономный округ" Издание 1-е, 2006 г., масштаб 1:500000 (последний снимок в описании маршрута), карты масштаба 1:100000 "Вытегра" (Р-37-97-98),"Ерчино" (Р-37-099-100),"Калма" (Р-37-087-088) (http://mapp37.narod.ru), а также материалы космических съемок из программы Google Earth.
       Погода: тепло и ясно. Дождь в последний день.
       Природа:Комаров - единичные экземпляры. Клещей в лесу мало, больше на вырубках. На березах - маленькие листочки, осины стоят голые. Цветут медуница, кислица, калужница болотная, волчье лыко. Ландыши, купальницы и черемуха - набрали бутоны, но еще не цвели. Много сморчков. Из зверей видели только зайцев и бобров, из крупных птиц - уток, тетерку на гнезде. Следы лосей и поваленные бобрами деревья многочисленны. Медведи, по словам водителя "Запорожца" (см. текст отчета), в этих краях есть. "Ты его не трогай , и он тебя не тронет".
       Участвовали: 3 человека.
       Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где крестиком обозначено начало маршрута.
       



       17 мая, четверг
        Отъезд в 18.25 поездом 018 Москва-Петрозаводск. Цена билета в плацкартный вагон 517,5 руб. Билеты куплены за 7 дней до отъезда, проблем с местами не было. Стоимость комплекта постельного белья - 50 руб. Поезд чистый.

       18 мая, пятница
       На станцию Подпорожье прибыли точно по расписанию в 6.09. Кроме нас сошло 4-6 человек, которых встречали на машинах. После их отъезда на небольшой площади у станции осталась одна машина такси. Таксист назвал цену поездки в Вытегру (расстояние 156 км.) 3000 руб., но согласился ехать за 2500. Вызов такси через диспетчерскую службу 88136521153 обошелся бы в 3440 руб. По словам сошедших вместе с нами отъезжавших пассажиров "попутку до Вытегры вы не поймаете". Из общественного транспорта Подпорожье и Вытегру напрямую связывает только автобус Санкт-Петербург-Вытегра, который проходит через Подпорожье во втором часу ночи. Этот автобус, курсирование которого подтверждено таксистом, ходит не каждый день.
       Дорога до Вытегры заняла 2,5 часа. На всем ее протяжении встречных и попутных машин в сумме было не более десятка. Асфальтированные участки чередуются с гравийными, которые местами довольно сильно разбиты. Но в установившуюся сухую погоду "Жигули"-классика проехали без труда. Можно доехать на такси только до Ошты, которая находится примерно на половине пути до Вытегры, и продолжить путь на автобусе (см. расписание). Телефон автовокзала Вытегры 88174621303.
       От автовокзала, куда нас привез таксист, необходимо было через Марино-Перевоз-Великий Двор добраться до пересечения дороги на Янишево с р.Чекшей, откуда начиналась пешая часть нашего маршрута. Телефоны такси, переписанные из объявлений на автовокзале: 89210560414, 89210505657, 21111. Нужды звонить по этим телефонам не возникло. Вблизи автовокзала в здании бывшей церкви расположен краеведческий музей с интересной экспозицией. За небольшую дополнительную плату можно подняться на колокольню, откуда открывается вид на окрестности г. Вытегры. Музей уроженца вытегорского района известного поэта Николая Клюева открывается только с увеличением потока туристов и 18.05 был еще закрыт. Этот музей расположен в доме, где Клюев жил несколько лет.
       Когда один из нас стоял с рюкзаками у перекрестка, ожидая остальных, отошедших на почту, к нему подъехал таксист и предложил свои услуги. Узнав, что нужное расстояние составляет примерно 50 км., водитель назвал цену 500 руб., и мы поехали. Примерно через километр после выезда из Вытегры дорога стала очень хорошей. По указателю мы свернули на гравийную дорогу на Макачево, у д. Перевоз пересекли р. Андому по мосту. В селе Великий Двор деревянная церковь не действует. Большинство домов кажутся нежилыми. Имеется магазин, на двери которого в момент нашего проезда висел замок. Между Великим Двором и р.Чекшей - весьма ухабистый участок дороги. В сухую погоду "девятка" проехала этот отрезок без труда.

сторона квадрата 4 км


       Отпустив водителя, мы прошли около 4 км. по лесу и лугам вдоль левого берега р.Чекши (каменистое дно, быстрое течение) до ее впадения в р.Андому. Русло последней в этом месте порожистое, от этого вся река покрыта белыми "барашками". Вдоль реки вверх по течению идет заметная тропа, по которой мы дошли до обозначенного на карте обрывистого участка берега. С его высоты открывается красивый вид на излучину Андомы. Недалеко начинается заросшая слабозаметная дорога, по которой мы проделали часть пути обратно к мосту через р.Чекшу.
       Примерно в 500 м. от моста далее на восток по дороге справа стоит лавка с навесом, кругом валяются пустые бутылки. Слева от дороги видно наполовину врытое в землю сооружение типа картофелехранилища. Это, по-видимому, остатки хозяйственных построек бывшей деревни Чекша. Дорога на Янишево идет среди зарастающих вырубок и нетронутых участков леса. Примерно раз в час в попутном направлении проезжали легковые машины. Близ оз. Ситозеро выявились существенные различия в описании местности тремя видами имевшихся у нас карт. Подойдя к направленному на север выступу дороги в 1 км. восточнее Ситозера (см. "Ерчино"), мы увидели отходящую на северо-запад гравийную дорогу, которая соответствует обозначенной пунктиром на двухкилометровке Вологодской области дороге на Озеро (Губаревку). Качество основной и второстепенной дорог одинаково, хотя видно, что на Янишево ездят чаще. На карте "Ерчино" ответвления на Озеро нет. Дорога на Озеро хорошо видна на космических снимках Google Earth, но на них почему-то теряется обозначенная на картах и существующая на самом деле дорога на Янишево.
       Около 100 м. восточнее из указанного выступа дороги на северо-восток отходит сильно заросшая грунтовка, которая примерно через 700 м. теряется в болоте. Возможно, она шла к началу узкоколейки (см. "Ерчино").
       Не доходя 1-1,5 км до оз. Сярево на дороге и в стороне от нее мы увидели лесозаготовительную технику и бытовку лесорубов. На ночлег мы расположились на северо-восточном берегу озера. Место для стоянки хорошее. Около 22.00, судя по звукам, началась погрузка леса и продолжалась до самого утра. Всего за день вместе с вылазкой без рюкзаков к Андоме было пройдено около 20 км.

       19 мая, суббота
       

сторона квадрата 4 км

В 9 утра мы двинулись по дороге на восток. Из Янишева с некоторым интервалом проехали две "Шевроле-Нивы". У моста через р. Южка Бор стоял покосившийся указатель "Юшка". На обочине дороги видели муравейники, заботливо обнесенные треугольной изгородью. Вместо обозначенного на карте "Ерчино" у юго-западной оконечности Югозера скотного двора мы заметили только полуразрушенную бревенчатую постройку. Изб и развалин Варино и Фофаново не видно. С безлесной возвышенности севернее дороги открывается живописный обзор Югозера.
       В четырех км. далее дорогу в направлении на северо-северо-восток пересекает просека (см. карту). Примерно в 500 м. западнее просеки в том же направлении отходит грунтовка. Она ведет через зарастающую вырубку, кое-где засаженную маленькими елочками, в лес, постепенно превращаясь в тропу. Эта тропа проходит южным заболоченным краем маленького безымянного озерца, обозначенного на карте и выводит к Андоме. В этом месте течение быстрое, есть перекаты. Во время привала на берегу Андомы мимо нас неожиданно проследовали рыбаки: мужчина, женщина и ребенок.
       Тропа идет лесом дальше вдоль Андомы. Берега в основном низкие. Обозначенные на карте остатки Айнозерской плотины представляют собой кусок стены, сложенный из валунов, на краю русла. Далее тропа была нами потеряна и к низким в месте вытекания Андомы берегам Айнозера мы вышли по заболоченному лесу.
       Затем мы поднялись выше, оставив берег озера справа, и наткнулись на маленькую хибарку. Внутри стояли два рюкзака, людей не было. На северо-запад тянулась тропа, которая вывела нас к высокому восточному берегу оз. Лебяжье. Далее тропа пошла вдоль берега на север, миновав наглухо задраенный балок, в котором, однако, кто-то разговаривал. В конце концов мы вышли на отсутствующую на картах систему грунтовок для вывоза леса с обширных свежих вырубок. Основная магистраль, построенная с помощью щебня из ближайших карьеров, вела уступами для обхода болот на северо-запад с большим уклоном к западу. Она влилась в дорогу Озеро - р. Сойда, являвшуюся продолжением Сорокопольской УЖД, примерно в 6 км. западнее моста через Андому. Дорога очень широкая и хорошо укатанная, с гравийным покрытием. Вокруг - вырубки на разных стадиях зарастания. Около 23.00 мы подошли к Экозеру слева от дороги для ночевки. Здесь имеется съезд к озеру и место стоянки рыбаков с лавкой и жердью для сушки рыбы. Деревья вокруг озера затоплены водой - возможно вытекающий из него ручей перегорожен бобрами. Из-за подтопления подхода непосредственно к озеру нет. За день было пройдено около 40 км.

       20 мая, воскресенье

сторона квадрата 4 км


       Примерно в 10.00 мы пошли дальше на восток по дороге. Через полчаса нас нагнал "Запорожец" с рыбаком, ехавшим на р. Сойда. Оставшиеся до Сойды 6-7 км. он довез нас за 2 ездки. От денег за проезд водитель отказался. Рыбак сказал, что лет 15-20 назад, до начала сплошных вырубок, здесь было очень красиво. Сейчас вывоза леса по этой дороге нет, так как рубить уже нечего. В хищнической разработке леса он винит москвичей, хотя сам, будучи лесорубом, "обрубал", как он выразился, оз. Тихманга. Воду в этих местах можно пить без опаски даже из болота. Есть ли дороги в сторону Архангельской области он не знал, сказал только, что севернее шел "тележник" прямо в Каргополь. "Запорожец" был единственной машиной, повстречавшейся нам на 25-километровом участке от места нашего выхода на дорогу до р. Сойды. Бревенчатый мост через Сойду развалился, но пешеходы могут переправиться по его остаткам. Судя по следам рядом с мостом, некоторые машины переезжают вброд. На взгляд глубина невелика, дно твердое, каменистое.
       

сторона квадрата 4 км


       После Сойды наши устаревшие карты показывали сплошные леса и полное отсутствие дорог, только на космических снимках было видно, как далеко продвинулись вырубки. Следуя снимкам, мы пересекли Гантанручей, свернули на юго-восток. Всего в нескольких километрах к северо-востоку от этого поворота находится точка соприкосновения бассейнов Атлантического, Ледовитого океанов и Каспийского моря - так называемая Атлека. Об этом можно прочитать здесь. Но времени на посещение этой точки предусмотрено не было, мы продолжили путь на юго-восток. Вокруг - пустые пространства с остатками невывезенных бревен и обязательными несколькими одиноко стоящими сухими елями или осинами. Здесь нас обогнали "Жигули", вероятно, возвращавшиеся в Янишево, куда по-видимому и ведет дорога по этому берегу Сойды. Справа у небольшого участка леса мы увидели довольно новую большую избу и баню. Термометр на избе показывал +26 (в тени). Вскоре лесовозная магистраль пересекла живописный Белый ручей, текущий в узкой полосе оставленного леса, здесь был сделан привал.
        Космические снимки, которыми мы располагали, были сделаны до продвижения вырубок южнее и восточнее Белого ручья, поэтому дальше пришлось идти по компасу, выбирая дороги, наиболее подходящие по направлению на Тихмангозеро.В результате, двигаясь по одной из дорог с юга на север, мы миновали Тихмангозеро в 1,5 км. справа, затем свернули по свеженасыпанной дороге через нетронутый лес на восток и, оставив Тихмангозеро в 1,5 км. южнее, подошли к границе между областями, обозначенной на местности узкой просекой. Дорога кончилась. Мы пошли по просеке на север. Примерно через 700 м. стоял столб, на западной грани которого было написано 136, а на северной - 111. На карте "Калма" такого сочетания номеров обнаружено не было, что говорит об изменении нумерации участков. При дальнейшем движении на север встретились два совершенно новых столба без каких-либо надписей. Около 21.30 мы вышли к р. Березовке. Принято решение не возвращаться в поисках Тихманги, а выходить к ней, идя вниз по Березовке. За рекой продолжения просеки не обнаружено. Ширина реки - около 3 м., глубина - 0,5 м. Вокруг - старый, редкий еловый лес с немногочисленными соснами, осинами и березами. Много можжевельника. Земля покрыта различными видами мха, много черники и брусники. Место для стоянки - на возвышенности на расстоянии 50 метров от реки. За день пройдено 22 км.

       21 мая, понедельник
       Единственный день, когда мы не встретили ни одного человека. Идти нужно было вдоль правого по течению берега Березовки по узкой полосе между рекой и болотом Журавья Гладь.Движение непосредственно у русла сильно затруднялось завалами из упавших деревьев и многочисленными кочками и ямами, южнее начиналось болото. Сухие морены, иногда появлявшиеся между долиной реки и болотом, часто были полностью перекрыты буреломом. На одной из морен обнаружены нижние венцы срубов неизвестного назначения, рядом - почти незаметные следы тропы, которые исчезли при спуске с морены. Поперек Березовки каждые метров 500 лежат упавшие деревья, в нескольких местах река запружена бобровыми плотинами. Местность стала более проходимой после общего поворота реки на юго-восток. На одном из участков вдоль реки пошла длинная узкая морена с заметной тропой по гребню. На другой, более широкой морене подо мхом скрыты остатки деревянного настила длиной около 30 м., возможно, для перекатывания бревен. После впадения в Березовку притока на отметке уреза воды 167,8 лес отступил от реки, берег несколько повысился и появилась возможность идти по лугу вдоль русла. В составе леса стало больше березы. Было замечено несколько кострищ. Ширина реки достигла примерно 15 метров. Деревьев, упавших поперек реки становилось все меньше, по одному из них мы перешли на левый берег. Через 1-2 км. вышли к отсутствующему на карте деревянному мосту через Березовку. Судя по кучам опилок, у моста работала пилорама, где бревна распиливали на доски. По обе стороны реки на расстоянии 0,5 - 1 км. были вырубки, которые и соединяла прошедшая по мосту дорога. Сравнивая наезженность дороги по разные стороны моста, можно предположить, что дорога на левый берег была тупиковой, а вывоз лесоматериалов осуществлялся в противоположном направлении. Примерно через 2 км. хода вниз по течению вдоль левого берега реки остановились на ночлег. Место для стоянки хорошее. Всего за день было пройдено 23 км.

       22 мая, вторник
       

Около 10.00 продолжили движение вниз по течению Березовки. Через 1-1,5 км. Березовка влилась в Тихмангу. С этого места началась тракторная дорога, которая, спрямляя некоторые повороты реки, вывела нас через 5 км. к д. Ильинская Слобода. Хотя деревня обозначена как нежилая, один из домов явно обитаем. После Ильинской Слободы тракторная дорога превратилась в сильно разбитую грунтовку. По ней мы преодолели 10 км. до д. Железниковская. По словам встреченных нами в деревне людей, постояно здесь никто не живет. Нет также электричества. Мост через Тихмангу разрушен, но можно перейти по кладке. Домашних животных не видно. У берега стоят лодки, разложены рыболовные снасти. На расстоянии 1 км. далее по дороге находится склад, откуда вывозят круглый лес. Нам рекомендовали уехать в Каргополь оттуда на попутных лесовозах. Однако, в 16.30 никаких лесовозов уже не было, возможно из-за начавшегося недавно дождя. Сторож склада встретил нас неприветливо. Путь в 15 км. по хорошей гравийной дороге до трассы Каргополь - Кречетово проделали пешком. Пришли около 19.30. Такси из Каргополя 88184121414 удалось вызвать с помощью "Мегафона", "МТС" сеть не нашел. Ожидание затянулось на час, за это время в сторону Каргополя прошло 5, а обратно - 2 машины. За 25 км. до города пришлось заплатить 330 руб. Услуги катания по городу с экскурсионными целями обойдутся в 250 руб. в час, поездка до ближайшей железнодорожной станции Няндома (78 км.) - 600 руб., та же поездка на автобусе - около 100 руб. Последний автобус уходит в Няндому в 22.00. Через Каргополь проходит автобус Мирный - Москва, его расписание из-за нехватки времени узнать не успели.
       2-3-местные номера в гостинице "Каргополочка" - 300-500 руб. на человека. Есть более дорогая новая гостиница, но есть и турбаза, где номера еще дешевле (со слов таксиста). В кафе при гостинице "Каргополочка" легкий ужин на троих обошелся в 424 руб. У дверей в кафе с внутренней стороны висит выдержанная в уважительном тоне просьба к посетителям вести себя хорошо и не терять человеческий облик.
       В Каргополе стояли белые ночи, на улицах даже в двенадцатом часу довольно много людей. Шумных компаний мы не видели. Большое количество памятников истории и культуры. Путь пешком за день - 31 км.

       23 мая, среда
       Путь к станции Няндома на такси занял чуть больше часа. С плацкартными билетами до Москвы на поезд 015 Архангельск - Москва ощущалась некоторая напряженность - пришлось брать в два разных вагона. Цена билета - 529 руб. Поезд удовлетворительный.

        НЕДОРАБОТКИ И НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ:
        1. Не удалось подойти к оз. Тихманга.
        2. Неясно происхождение развалин срубов вблизи Березовки.
Иллюстрации:

г. Вытегра
г. Вытегра

с. Великий Двор
с. Великий Двор

с. Великий Двор
с. Великий Двор

р. Андома
р. Андома

мост через р. Чекша
мост через р. Чекша

Ситозеро
Ситозеро

оз. Сярево
оз. Сярево

дорога на Янишево
дорога на Янишево

дорога на Янишево
дорога на Янишево

волчье лыко
волчье лыко

остатки айнозерской плотины
остатки айнозерской плотины

мост через р. Андому, дорога Губаревка-река Сойда
мост  р. Андому,дорога Губаревка-река Сойда

Экозеро
Экозеро

р. Сойда
р. Сойда

мост через р. Сойду
мост через р. Сойду

Сойда позади, дорога продолжается
Сойда позади, дорога продолжается

не доходя руч. Белый
не доходя руч. Белый

руч. Белый
руч. Белый

В этих краях потерялось оз. Тихманга
В этих краях потерялось оз. Тихманга

У границы Архангельской области
у границы Архангельской области

полное бездорожье
полное бездорожье

р. Березовка
р. Березовка

впадение Березовки в Тихмангу
впадение Березовки в Тихмангу

д. Ильинская Слобода
д. Ильинская Слобода

р. Тихманга
р. Тихманга

д. Железниковская
д. Железниковская