Лесные дороги--->на главную

Горбачево-Замыцкое (Тульская, Калужская, Смоленская обл.) 1992 Радогощь-Шейкино (Ленинградская обл.) 2005 К истоку Волги (Тверская обл.) 2009 Бриш-Искушта (Башкирия) 2002 Ельня-Голубев Мох-Коробец (Смоленская обл.) 2013 Кизел-Ослянка-Луньевская узкоколейка-Кизел (Пермский край) 2016 Вытегра-Каргополь (Вологодская, Архангельская обл.) 2007 К истоку Днепра (Смоленская, Тверская области) 2008 Семижа-Темкино (Калужская, Смоленская обл.) 2008 Забелье-Локня (Псковская обл.) 1997 Семижа (Калужская обл.) 2007 Уросозеро-Пенинга (Карелия) 2015 Пестово-Полобжа-Кушавера (Новгородская обл.) 2003
Баталино-Мошня-Белая-Первитино (Тверская обл.) 1995 Тула-Раненбург (Орловская, Тульская и Липецкая области) 2014 Вязьма-Исаково (Смоленская обл.) 2009 Болхов-Хвастовичи (Орловская, Калужская обл.) 2016 Высшая точка Валдайской возвышенности (Тверская обл.) 2002 Пыщуг-Никола (Костромская обл.) 2000 Радогощь-Сяргозеро-Заборье (Ленинградская область) 2010 Урмантау-Миньяр (Башкирия, Челябинская обл.) 2010 Есеновичи-Кувшиново (Тверская обл.) 2013 Владимир-Тума-Муром Ванзозеро-Гимольская (Карелия) 2012 Алатырь - Чаркли 2015 Сопки-Насва (Псковская, Тверская обл.) 2011 Карданга-Шимозеро-Белозерск (Вологодская обл.) 2012
Погар-Белая Березка-Трубчевск (Брянская обл.) 2011 Старая Русса-Молвотицы-Свапуще 2015 Пыталово-Себеж (Псковская область) 1999 Железница-Алеща (Псковская обл., Витебская обл. РБ) 2012 Мельдино-Малая Борщевка (Московская обл.) 2017 Жижица-Велиж (Псковская, Смоленская обл.) 2001 Зеленогорское-Пено (Тверская обл.) 1994 Подосиновец-Никольск (Кировская, Вологодская обл.) 2013 Тамбов-Моршанск (Тамбовская обл.) 2017 Павда-Кизел (Свердловская обл., Пермский край) 2011 Голенищево-Торопец (Псковская, Тверская области) 2011 Надвоицы-Ледмозеро (Карелия) 2014 К истоку Днепра (Смоленская обл.) 1991 ст. Сура-Пенза (Пензенская область) 2006


Владимир - Тума - Муром


       Фото:в конце страницы.
       Время и место:20-22 июня 2017 г., Касимовский район Рязанской и Меленковский район Владимирской областей, помимо этого вне пешего похода посещены Владимир, Тума и Муром.
       План: 1 день. Выехать в 8.10 автобусом Москва-Касимов, выйти в Туме. После осмотра города доехать на одном из автобусов (12.45, 13.35) до Гуся-Железного, осмотреть церковь, после чего идти пешком в сторону Чуликсы. Пройти деревню, выйти в СВ направлении, встать на ночлег около 20.00 на расстоянии около 5 км. от деревни (всего - 16 км).
        2 день. Пройти через Двоезеры, остановиться, не доходя Соколья (17 км).
        3 день. Дойти до г. Меленки. Добраться до 17.45 до Мурома, либо до 18.31 до Бутылиц. В этом случае можно на электричках через Вековку и Черусти успеть в Москву.
       Карты: при подготовке данного отчета использовалась, как и в большинстве походов, "генштабовская" карта 100k--n37-035 (состояние местности и год издания неизвестны), (можно найти в сети, введя в поиск обозначения карты). Фрагменты этой карты использованы для иллюстрации маршрута. В походе использовались распечатанные фрагменты указанной выше карты.
       Погода: дневные температуры: 21 июня - около 18 градусов, 22 - около 15 градусов, ночью - около 10. Небо - при посадке в Смоленске - проливной дождь, 21 июня - утром во Владимире - кратковременный дождь, позже везде по пути - переменная облачность, 22 - переменная облачность, кратковременные дожди, порывистый ветер. Фактическая погода соответствовала прогнозу сайта gismeteo.ru.
        Природа: лес - чистые сосновые боры среднего возраста. В подлеске встречается дуб. Цветут: лютики, мыльнянка, гвоздика, земляника, брусника, отцветают ландыши. Грибы - у автостанции в Туме (фото) одна женщина продавала белые, подосиновики, подберезовики. Животные: на глаза не попадались. Количество поющих птиц сравнительно невелико. Комаров и мошки умеренное количество - стали заметны вечером, клещей не видели.
       Участники: 2 человека.
        Сопутствующие обстоятельства: дата выхода переносилась 3 раза из-за небывало холодного и дождливого начала лета, за это время первоначальный план претерпел значительные изменения. Участники похода встретились в Туме, куда один добирался из Смоленска через Владимир, другая же прибыла из Москвы на автобусе с автостанции "Котельники". Чтобы уменьшить вес рюкзаков, было решено не устраивать ночлега в палатке, а остановиться на поздний (00.00-02.00) ужин, а в остальное темное время - идти с фонарями. Ниже расположен фрагмент карты (полностью - см. http://rus-map.ru/238271.html), где зеленой стрелкой обозначен переезд из Тумы на автобусе, а красной - примерный пеший маршрут.
       



        20 июня, вторник
        Отъезд в 21.07 с вокзала г. Смоленска поездом 104 Брест-Новосибирск. В Смоленске садилось много пассажиров с крупногабаритным багажом, что вызвало ажиотаж в условиях семиминутной стоянки и разразившегося ливня. Помимо пассажиров в вагон вошли 3 пограничника, которые, кажется, кого-то сняли с поезда. Заполненность вагона близка к 100%. Электронный билет Смоленск-Владимир был взят 19 июня. Сайт РЖД выдавал всего 6 плацкартных билетов на весь поезд, однако вечером 20 июня продавалось уже больше 30 плацкартных мест.

        21 июня, среда
        В 6.30 поезд прибыл на ст. Владимир. На вокзале имеется несколько киосков с большим количеством разнообразных сувениров Владимира и других городов области. До отправления поезда на Тумскую (билет - 345 руб.) оставалось более двух часов. Перейдя привокзальную площадь, я поднялся на Большую Московскую улицу, свернул налево, миновал Богородице-Рождественский монастырь, снова взял левей, прошел мимо расположенного в церкви св. Николая планетария, затем, вернувшись на Московскую, продвинулся подальше. На краю крутого спуска в долину Оки стоит древний Дмитриевский собор. Рядом расположена обзорная площадка, с которой открывается широкий вид на заокские дали. По крутой и длинной лестнице я спустился к улице Урицкого. На доме 44 прибита табличка, из которой можно узнать историческое название: "ул. Подсоборная, была временно ул. Урицкого" (фото). Однако все остальные указатели (на вид - недавно изготовленные) по-прежнему славят Моисея Урицкого - председателя Петроградской ЧК.
        Поезд на Тумскую отправился в 8.59, он представлял собой 2 пассажирских вагона (плацкартный-№1 и допотопный сидячий-№2), ведомые маневровым тепловозом. Большинство пассажиров стремились попасть в плацкарт. Проводницы проверяли билеты. Мой сидячий вагон заполнился на 2/3, кое-где слышался окающий говор. После о.п. 18 км. вагон почти опустел - осталось человек 6. В Гусь-Хрустальном народу немного прибавилось.
        В 12.06 поезд прибыл на место назначения. Тем временем к Туме на автобусе подъезжала и участница похода, отправившаяся с московской автостанции "Котельники" в 8.10. Полностью забитый 45-местный автобус прибыл в 12.15 с 50-минутным опозданием. Билет стоил 580 рублей.
        Рядом со зданием станции Тумская на рельсах стоит локомотив узкоколейки с вагоном и платформой, а также снегоочиститель - все это составляет музей узкоколейной техники.
        Автостанция расположена совсем рядом с вокзалом - надо лишь пройти метров 50 до ул. Ленина и продвинуться по ней еще несколько десятков метров направо. Рейса на Касимов в 12.45, который имел место в "Яндекс-расписаниях", по факту не оказалось, и билеты, каждый из которых стоил 105 руб., были взяты на 13.35. Девушка-кассир одновременно и продает билеты, и проверяет их при отправлении автобусов.
        До отъезда мы успели подойти к Троицкой церкви и побродить по окружающим улицам. Силикатно-сайдинговый новострой с вкраплениями деревянных домов и обилие (местами) разнокалиберной наружной рекламы не оставили о городе положительного впечатления. Но, возможно, мы просто не дошли до кварталов с красивой застройкой.
        В 13.35 мягкий автобус Рязань-Касимов отправился, а в 14.20 прибыл на автостанцию Гуся-Железного. Знаменитый Троицкий собор виден издалека. Вблизи он произвел несколько безжизненное впечатление - никто не входил и не выходил, свет ламп из окон не пробивался... На высокой колокольне ветер трепал вцепившиеся корнями в камни молодые березки. Тем не менее, дверь оказалась отперта - храм действует, но, наверно, нуждается в продолжении реставрации. Служительница продала нам сувениры и приняла поминальную записку.
       

сторона квадрата 2 км



       
       Теперь наш путь лежал к северо-восточной окраине поселка. Мы миновали клуб или дом творчества, у которого были оставлены десятка два велосипедов посетителей, прошли по Школьной улице и несколько севернее Садового переулка по грунтовой дороге вошли в лес (15.00), через пять минут пересекли асфальтированное шоссе. Лес - средневозрастный сосняк с примесью других пород, особенно выделяются ярко-зеленой листвой молодые дубы. Почва песчаная, поэтому луж на дороге мало, несмотря на предыдущие дожди. Когда мы отошли от поселка километра на 3, впереди показался мужик, который вел себя странно - пинал ногой что-то, как будто играл сам с собой в футбол, затем стоял на обочине, потом снова выходил на дорогу... Вблизи стало ясно, что он просто сильно пьян. Мы уточнили дорогу на Чуликсу (наш собеседник сказал, что он сам оттуда), но вступать в длительный разговор, на которой он явно был настроен, не стали, и, дав понять, что спешим (это было правдой) ускорили шаг. На протяжении этих 12 километров до Чуликсы навстречу проехали 2 машины - обе, если память не изменяет - УАЗики. Около 18 часов справа показалась д. Чуликса. Основная дорога пошла в обход деревни с севера, второстепенная - повернула в сторону населенного пункта. Мы пошли в обход, не забыв приблизиться к деревне с севера и сфотографировать ее. Вскоре дорога пересекла по мосту речку Сынтулку (18.10).
       
       

сторона квадрата 2 км



        Далее путь наш снова потянулся по сухим сосновым борам с редкими вырубками. Ближе к 9 вечера начало смеркаться. Мы миновали "памятник природы регионального значения "карстовое озеро Индовище" (так гласит стоящий у озера плакат) и одновременно пересекли границу Рязанской и Владимирской областей. Уже в густых сумерках (21.37) показались первые избы деревни Двоезеры, в которой, кажется, каждый дом старался перещеголять соседний красотой оконных наличников. Некоторые окна светились, кое-где работал телевизор, залаяла собака... На улице уже никого не было. Cеверная околица деревни осталась позади лишь в 22.00. Дорога вошла в лес, пришлось включить фонарь.
        Около 23 часов слева блеснуло озеро Широха (название значится на стоящем на берегу плакате). Неподалеку стоял врытый в землю самодельный стол, рядом - кострища. Здесь за ужином и отдыхом мы провели следующие три часа. За день пройдено по маршруту 25 км.

       
       

сторона квадрата 2 км



        22 июня, четверг
        В первые минуты после полуночи вспомнили погибших на войне... Полвторого ночи стало светлеть и, таким образом, подтвердились слова Козьмы Пруткова: "кто желает трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать завтра поутру"... В 2.00, как и планировалось, тронулись в путь. Вскоре стало возможным выключить фонари. В 5.40 впереди показалась еще спящий поселок Соколье. Вид поселения нетипичен - дома не выстроены в линейку вдоль главной улицы, а пораскиданы в глубине за соснами и весьма смахивают на бараки. Излишних украшательств в виде резных наличников нет. Здания "основной средней школы" и клуба заброшены. После Соколья пошло асфальтированное шоссе (5.50). Пересечения с узкоколейкой, которое ожидалось вскоре, замечено не было.
       
       

сторона квадрата 2 км



        До Меленок оставалось всего-то около 10 км, но скорость стала катастрофически снижаться - сильно болели ступни, не успевшие восстановиться за 3 часа стоянки на озере. В 7.06 мы остановили попутную "Тойоту" (это была вторая попутка за время нашего нахождения на дороге Соколье-Меленки), которая с ветерком доставила нас на окраину поселка - здесь водитель должен был повернуть. Наш же путь лежал на другой конец города. Периодически спрашивая дорогу, мы нетвердой походкой плелись к востоку по Коммунистической улице. После пересечения с Советской ул. начинался небольшой парк. Слева маячил одноэтажный магазин "New York".
        В совершенно заросшем парке я решил сменить походную одежду на цивильную и был почти досмерти напуган сидящей в кустах мертвенно-белой женской скульптурой (фото). В начале девятого был пройден пешеходный мост через Унжу. Еще дальше Коммунистическая улица пересеклась с Красноармейской (этот перекресток видимо является сердцем города) и, наконец, привела к автостанции. Было 8.50 и до отправления автобуса на Муром (цена одного билета-112 руб) оставалось 10 мин. - следующий же значился в расписании только в 12 часов. Рейса 9.22, который был переписан с сайта melenki.onlain, по факту не оказалось. Все сидячие места нашего "ПАЗика" Меленки-Муром при отправлении были заняты. Входящие по дороге пассажиры вынуждены были стоять. На заднюю площадку втиснулась молодая женщина с двумя огромными сумками с подсушенными березовыми вениками. На сочувственные вопросы и взгляды соседей она отвечала, сильно окая: "хоть как-то надо зарабатывать". В начале одиннадцатого автобус прибыл на автостанцию Мурома. Холодный порывистый ветер гнал по небу дождевые тучи. Время для осмотра достопримечательностей города имелось, правда, неясно было, насколько мы способны передвигать ноги. Поэтому первым делом стоило наметить варианты отъезда в Москву. Почему-то мысль об автобусе пришла в голову, лишь когда мы отошли от автостанции достаточно далеко в сторону ж.д. вокзала.
        В расписании пригородных поездов обнаружилась стоящая "под парами" электричка на Арзамас (10.57). Проехав одну остановку до пл. Городская, можно было оказаться достаточно близко к старой части Мурома. При посадке билеты (каждый-16 руб.) проверила женщина в желтом жилете.
        С платформы Городская мы двинулись галсами на северо-восток, в общем направлении к Оке. Долгое время тянулись стадартные жилые коробки серого кирпича, пока, наконец справа над домами не показались купола церквей Спасо-Преображенского монастыря.
        Монастырь, восстановленный недавно при содействии, в том числе, бывшего министра и председателя счетной палаты С.В. Степашина, сияет белизной стен и золотом крестов. Внутри кипит работа: работники подновляют побелку, стригут кусты, ухаживают за цветами, возделывают огород. Стройными рядами высажена капуста. За деревянной изгородью расхаживает ослик. Служители церкви деловым шагом пересекают территорию и скрываются в дверях служебных помещений. Внеся некий диссонанс, на территорию через Святые ворота ненадолго заехал черный "Лексус", владелец которого, как свой человек, уверенно зашел в пару служебных дверей...
        С восточной части монастыря открывается чудесный вид на долину Оки. Желающие спускаются к новой надвратной церкви Сергия Радонежского, где можно собственноручно позвонить в колокол.
        Дальнейший наш путь лежал к Свято-Троицкому женскому монастырю, наиболее известному тем, что в нем сохраняются мощи святых Петра и Февронии. Пройдя около полутора километров по Первомайской улице, причем большую часть пути нас сопровождала доброжелательная местная жительница, мы подошли к Троицкому монастырю. В небольшом скверике стоит памятник Петру и Февронии. Через дорогу - Красноармейскую улицу - другой монастырь - Благовещенский. Трапезная Троицкого монастыря, в которой мы попили чаю, выходит на Красноармейскую улицу, а главный вход - с противоположной стороны, с площади Крестьянина.
        Время перевалило за два часа дня, и надо было подтягиваться к железнодорожному вокзалу, хотя мы не посмотрели, наверно, и десятой части достопримечательностей древнего города. Стоит сказать, что в его исторической части наблюдается пестрота, механизм происхождения которой, по-видимому, таков: старый дом, особенно деревянный, приходит в негодность, сносится, после чего застройщик по своему вкусу возводит здание, обычно из серого кирпича...
        С некоторым трудом мы нашли автобусную остановку, и на №2 доехали до вокзала. Электричка Арзамас-Муром, а также электрички Муром-Вековка, Вековка-Черусти и Черусти-Москва (на последних трех мы собирались добираться до Москвы) образуют удобную "волну" пересадок. Все билеты удалось взять сразу в Муроме. Они обошлись, соответственно, в 196, 149 и 328 руб. за один. При посадке билеты проверяла та же женщина в желтом жилете. Прищурившись, она отметила: "Я вас сегодня уже отправляла".
       В 21.33 электропоезд прибыл на Казанский вокзал Москвы. За день по маршруту пройдено 13 км.
Иллюстрации:

вокзал г. Смоленска
вокзал г. Смоленска

поезд Брест-Новосибирск прибывает на ст. Смоленск
поезд Брест-Новосибирск прибывает на ст. Смоленск

Владимир, ул. Б. Московская
Владимир, ул. Б. Московская

дом на ул. Урицкого (см. текст)
дом на ул. Урицкого (см. текст)

посадка в поезд до Тумы
посадка в поезд до Тумы

в сидячем вагоне Владимир-Тумская
в сидячем вагоне

угол станции Тумская и музей (см текст)
угол станции Тумская и музей (см текст)

Тума, автостанция
Тума, автостанция

Гусь-Железный, Троицкий собор
Гусь-Железный, Троицкий собор

Гусь-Железный, улица на окраине
Гусь-Железный, улица на окраине

дорога на Чуликсу
дорога на Чуликсу

северный край д. Чуликса
северный край д. Чуликса

на мосту через Сынтулку
на мосту через Сынтулку

дорога на Двоезеры
дорога на Двоезеры

оз. Индовище
оз. Индовище

на входе в д. Двоезеры
на входе в д. Двоезеры

дом в д. Двоезеры
дом в д. Двоезеры

в деревне Двоезеры
в деревне Двоезеры

на северном краю д. Двоезеры
на северном краю д. Двоезеры

оз. Широха
оз. Широха

на пути к п. Соколье
на пути к п. Соколье

дом в п. Соколье
дом в п. Соколье

дорога Соколье-Меленки
дорога Соколье-Меленки

г. Меленки, скульптура в заброшенном парке
г. Меленки, скульптура в заброшенном парке

г. Меленки, пешеходный мост через Унжу
г. Меленки, пешеходный мост через Унжу

г. Меленки, перекресток Коммунистической и Красноармейской улиц
г. Меленки, перекресток Коммунистической и Красноармейской улиц

г. Меленки, автостанция
г. Меленки, автостанция

Муром, Спасо-Преображенский мужской монастырь, вид на долину ОкиСпасо-Преображенский мужской монастырь, вид на долину Оки

Муром, Спасо-Преображенский мужской монастырь, вид от ОкиСпасо-Преображенский мужской монастырь, вид от Оки

Муром, дом на Первомайской (?) ул.
Муром, дом на Первомайской (?) ул.

Муром, ж.д. вокзал с тыльной стороны
Муром, ж.д. вокзал с тыльной стороны.